Понятие и основные виды моделей корпоративного управления
В основе моделей корпоративного управления лежит характеристика построения и функционирования систем его организации.
Под системой корпоративного управления следует понимать организационную модель, посредством которой корпорация обеспечивает представление и защиту интересов своих инвесторов. В сущности, она играет двойную роль – с одной стороны регулирует взаимоотношения между менеджментом компании и ее владельцами (собственниками акционерного капитала), а с другой обеспечивает согласование целей различных групп стейкхолдеров, обеспечивая тем самым эффективность функционирования корпоративных структур.
В различных системах корпоративного управления различается и разделение управленческих функций между органами корпоративного управления. Ими являются, в первую очередь, общее собрание акционеров, а также совет директоров и исполнительные органы (Генеральный директор и Правление). Кроме того, еще одной отличительной особенностью выступает участие в корпоративной жизни других заинтересованных лиц, а также та роль, которую они играют.
На построение систем корпоративного управления оказывают влияние множественные факторы внешней среды. Определяющую роль среди них играют особенности экономического и культурного уклада жизни того или иного государства, законодательная практика регулирования корпоративных отношений, уровень развития фондового рынка и пр.
В настоящее время в зависимости от соотношения выше названных факторов и характеристик принято выделять три базовых (основных) моделей корпоративного управления. К ним относятся:
- англо-американская модель;
- континентальная модель;
- японская модель.
Помимо этого, в отдельную группу выделяется российская модель корпоративного управления, а также модели корпоративного управления, характерные для Франции, Италии и ряда других стран Европы. Рассмотрим их более подробно.
Базовые модели корпоративного управления
Англо-американская модель корпоративного управления отличается высоким уровнем распыленности акционерного капитала и враждебных поглощений. Функционирует она в условиях высоколиквидного фондового рынка, а большая часть корпоративных инвесторов в ней ориентирована исключительно на краткосрочные цели.
Акционерный капитал таких корпораций сконцентрирован в руках множественных миноритарных акционеров и институциональных инвесторов, которые испытывают высокую степень зависимости от менеджмента.
Использование подобной модели характерно для таких англоговорящих стран, как Великобритания, США, Австралия и Новая Зеландия. ЕЕ основные преимущества и недостатки представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Преимущества и недостатки модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отличительным признаком данной модели выступает одноуровневый характер совета директоров, а также развитый институт независимых директоров, входящих в его состав.
Второй базовой моделью корпоративного управления считается континентальная, или как ее еще принято называть, немецкая модель. Для нее характерна широкая практика перекрестного владения акциями и высокое их сосредоточение в руках крупных и средних инвесторов. Все они, как правило, ориентированы на долгосрочные цели.
Большая роль в данной модели отводится банкам и иным промышленным компания, которые связаны с корпорацией отношениями собственности и деловыми интересами. Благодаря структуре капитала и низкой степени ликвидности фондового рынка враждебные поглощения не оказывают существенного влияния на систему корпоративного управления.
Для континентальной модели характерен двухуровневый совет директоров, состоящий из наблюдательного совета и правления. Характерной ее особенностью считается кодетерминация, основанная на участии персонала в управлении корпоративной организации.
Основные преимущества и недостатки данной модели представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Преимущества и недостатки континентальной модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свое распространение континентальная модель получила в Австрии, Германии, Норвегии, Швейцарии и ряде других стран.
Третьей базовой модель корпоративного управления считается японская. Распространена она лишь в Японии.
Для модели данного типа характерна высокая концентрация акций в руках крупных и средних инвесторов, а также развитая практика перекрестного владения акциями между компаниями, которые входят в одну группу – кейрецу.
Особая роль в японской модели корпоративного управления отводится банкам, вокруг которых концентрируется деятельность корпораций. У каждой промышленной группы есть свой банк. Как правило, такой банк не только является важным акционером компании и составляет ядро группы, но и выступает в качестве основного регулятора финансовых корпоративных потоков.
Фондовый рынок также отличается низкой степенью ликвидности, а действие враждебных поглощений на систему корпоративного управления практически отсутствует.
Основные преимущества и недостатки данной модели представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Преимущества и недостатки японской модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для модели данного типа характерно низкая стоимость привлечения капитала и высокая степень корпоративной устойчивости. В то же время сама система корпоративного управления отличается низкой степень информационной прозрачности, а интересы и права миноритарных акционеров нередко нарушаются.
Таким образом. японская модель корпоративного управления концентрируется на национальных ценностях, континентальная – на общественных интересах, а англо-американская – на акционерах (собственниках).
Прочие модели корпоративного управления
Для французской модели корпоративного управление характера преобладающая роль корпоративного сектора, который является ведущей группой акционеров. Некоторые крупные корпорации находятся в собственности государства, а сами акционеры, как правило, не принимают участия в корпоративном контроле. Здесь возможна как одно-, так и двухуровневые структура совета директоров.
Отличительной особенностью итальянской модели считается семейный характер бизнеса, когда даже крупные корпорации принадлежат целым семьям в нескольких поколениях. В этом случае крупнейшие акционеры практически всегда выступают в роли менеджеров, а сами советы директоров являются унитарными.
Для России характерна своя модель корпоративного управления. Ее характерными особенностями выступают:
- высокий уровень распыленности капитала, безразличие части акционеров к акциям;
- отсутствие законодательного ограничения для банков в части владения корпорациями;
- жесткий контроль со стороны инсайдеров;
- преобладание агрессивных поглощений;
- низкая степень информационной прозрачности бизнеса;
- завышение роли исполнительных органов.
Несмотря на постепенное развития систем корпоративного управления в России, по-прежнему существует немало проблем, требующих свое решения. Одной из них выступает аффилированность менеджмента и слабое развитие института независимых директоров.