Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Международное корпоративное управление

Все предметы / Менеджмент / Система корпоративного управления / Международное корпоративное управление

Корпоративное управление на международном уровне

Корпоративное управление представляет собой систему управленческих отношений, формирующихся между участниками корпоративных отношений, которая нацелена на получение синергетического эффекта в части достижения поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.

Замечание 1

В более узком смысле под корпоративным управлением принято понимать форму взаимоотношений между собственниками акционерного капитала, менеджментом и иными группами заинтересованных лиц.

Его сущность заключается в обеспечении баланса интересов между различными группами стейкхолдеров. Особая роль при этом отводится соблюдению интересов акционеров и обеспечению подотчётности менеджмента. На международном уровне высокой степенью развития отличается информационная прозрачность корпоративного бизнеса и его социальная ответственность.

Субъектами корпоративного управления являются органы управления корпорацией:

  • мажоритарные и миноритарные акционеры;
  • одноуровневый и двухуровневый совет директоров;
  • высший менеджмент.

В роли объектов его воздействия выступают отношения между субъектами корпоративных отношений.

Международные модели корпоративного управления

Как показывает практика, единой системы корпоративного управления, в равной степени подходящей для всех стран, не существует. В каждой стране она приобретается свои специфические черты и особенности.

В настоящее время принято выделять три базовых модели корпоративного управления. Их обобщённая характеристика представлена на рисунке 1.

Модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Англо-американская модель характерна для таких стран, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия. Она отличается высокой степенью распыления акционерного капитала, что означает наличие множества мелких акционеров, в связи с чем, предопределяющая роль в ней отводится вопросам контроля и управления.

Германская модель, получившая широкое распространение в скандинавских странах, таких как:

  • Германия;
  • Австрия;
  • Нидерланды;
  • Норвегия;
  • Швейцария.

Ее главной особенностью считается высокая степень участия сотрудников в управлении корпорацией.

Модель корпоративного управления Японии отличается развитой практикой перекрестного владения акционерным капиталом и высокой степенью концентрации среди средних и крупных акционеров, включая банки.

В России существует своя система корпоративного управления.

Международные принципы корпоративного управления

Замечание 2

Мировая практика корпоративного управления закреплена в принципах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Впервые они были приняты в 1999 году и впоследствии пересматривались два раза (в 2004 и 2014-2015 гг.).

Основополагающие принципы корпоративного управления ОЭСР отражены на рисунке 2. В их основу положено понимание о том, что неотъемлемой основой эффективности корпоративного управления являются: соблюдение прав собственников, подотчетность менеджмента и надзор совета директоров, высокий уровень траспарентности и соблюдение ключевых интересов стейкхолдеров.

Укрупненные группы принципов корпоративного управления ОЭСР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Укрупненные группы принципов корпоративного управления ОЭСР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно представленным принципам, предполагается, что структура корпоративного управления должна быть выстроена таким образом, чтобы способствовать прозрачности и справедливости рынков, а также обеспечению и эффективному распределению ресурсов. В то же время она должна соответствовать требованиям закона.

Вторая группа принципов ориентирована на сферу прав собственников. Считается, что структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, справедливое и равное отношение ко всем их них. У всех собственников акционерного капитала должна быть возможность получения эффективного возмещения вреда за нарушение своих прав.

Третья группа принципов сфокусирована на институциональных инвесторах, рынках ценных бумаг и иных посредниках. Механизмы их функционирования должны способствовать развитию надлежащего корпоративного управления. В целях обеспечения его эффективности должна быть разработана регуляторная и правовая инфраструктура, при этом необходимо учитывать условия ее функционирования. Выдвигается запрет на манипулирование рынком.

Четвертая группа принципов акцент делает на роли, которую играют в корпоративном управлении заинтересованные лица. В частности, речь идет о признании их прав, предусмотренных законом или многосторонними соглашениями, а также стимулировании активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в свете создания благосостояния, рабочих мест и финансово устойчивых предприятий.

Пятая группа принципов связана с прозрачностью и раскрытием информации корпоративными структурами. Основное требование сводится к необходимости своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией. Каналы распространения информации должны обеспечивать своевременный, равноправный и не связанный с чрезмерными расходами доступ пользователей к необходимой информации.

Шестая группа принципов раскрывает требования и рекомендации, предъявляемые к совету директоров. Считается, что структура корпоративного управления должна способствовать обеспечению стратегического руководства бизнесов, обеспечивая подотчетность совета директоров перед корпорацией и собственниками акционерного капитала, а также создавая механизмы эффективного контроля за менеджментом со стороны совета директоров.

Замечание 3

Представленные принципы не являются обязательными к исполнению и, скорее, выступают в качестве рекомендаций. Их задача сводится к определению целей и предложению способов их достижения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис