Сущность контроля
Бизнес стратегия любой организации включает в себя также и стратегию по формированию систем контроля. Роль контроля невозможно переоценить. Он способен обеспечить сохранность собственности, выявление и запуск в производство имеющихся резервов, сформировать условия повышения эффективности. Различные системы контроля существуют на любом предприятии, т.к. это процесс обеспечивающий достижение поставленных перед организацией целей. Контроль помогает идентифицировать и нейтрализовать возникающие проблемы ещё до того, как они перерастут в кризис.
Одной из важных причин необходимости контроля состоит в том, что в любой организации необходимо вовремя фиксировать ошибки и исправлять их. Также немаловажной является функция поддержки всего того, что является успешным. Иными словами, контроль помогает выявить наиболее эффективные направления деятельности организации. Зная сильные и слабые стороны, руководитель получает возможность быстро переориентировать организацию под условия внешней среды.
Функция контроля должна быть всеобъемлющей и является неотъемлемой частью работы руководителя любого ранга. Планирование, создание, мотивирование организационных структур, всё это является неотъемлемой частью контроля.
Процесс контроля
Процесс контроля состоит из трёх основных этапов, это – установление (выработка) стандартов, сопоставление реальных результатов с выработанными, а также принятие корректирующих действий.
Установление стандартов – первый этап функции контроля. На нём разрабатываются стандарты и приводятся описания бизнес процессам. Это помогает систематизировать процессы, подходящие организации, они помогают придать управляемость процессу. Стандарты – это заранее определённые цели, которые должны быть выбраны из многочисленных стратегий и целей организации. Эти цели характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия достижения цели. Это необходимо для того, чтобы оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий в определённый период времени является показателем результативности.
На втором этапе руководитель должен определить то, насколько достигнутые стандарты соответствуют ожиданиям. При этом необходимо оценить и решить, насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения. Эта стадия формирует оценку, которая в дальнейшем задаёт цель для направления усилий членов организации.
После вынесения оценки руководитель должен выбрать соответствующую линию дальнейшего поведения. Она может подразумевать как отсутствие каких-либо действий, так и действия направленные на устранения отклонений, и даже пересмотр установленных стандартов.
Значение управленческого контроля
Целью контроля является достижение процессом управление такого положения, которое заставит организацию функционировать. Система контроля не позволяющая устранить отклонения до того как они перерастут в крупные проблемы – бессмысленна. Контроль напрямую сопряжён с необходимостью эффективной процедуры принятия решений.
В современных условиях управленческий контроль представляет собой систему, состоящую из информационного обеспечения, информации об объекте управления, а также совокупности процедур контроля, среды, системы учёта, техники, ответственности.
Результативность контроля характеризует экономию от ущерба, т.е. разницу между предполагаемыми убытками в отсутствии функции контроля и при её наличии. Систему контроля организуют с учётом отдачи от её функционирования, то есть вложения в её создание, формирование, поддержание, а также упущенная выгода не должны превышать потери от ожидаемых убытков при её отсутствии.