Сущность управленческого контроля
Под управленческим контролем принято понимать регулярную проверку текущего состояния предприятия и особенностей ее функционирования. Под контроль руководителя попадает не только предприятие, но элементы внешней среды. Управленческий контроль – явление непрерывное. Руководитель всегда знает, что происходит в его фирме.
Классификация управленческого контроля
- По объектам управления
- По степени воздействия
- По субъектам и объектам воздействия
- По степени интенсивности
Классификация управленческого контроля довольно обширная. Она охватывает все элементы деятельности руководителя. Управленческий контроль должен быть еще и непрерывным. Рассмотрим на практическом примере.
Руководитель осуществляет контроль на предприятии, разделяя его на элементы. Степень интенсивности контроля выбирается на усмотрение руководителя. В данном случае объектом управления является предприятие, а субъектом, осуществляющим контроль, является руководитель. Осуществляя деятельность, руководитель выбирает инструменты воздействия на предприятие и его элементы. Мотивация – эффективный инструмент управления персоналом, ресурсный подход стимулирует производство.
Задачи управленческого контроля
- Анализ затруднительных ситуаций и рисковой активности – позволит руководителю своевременно отреагировать на изменения внешней среды;
- Выявление слабых сторон предприятия
- Выявление нарушений в работе предприятия
- Позволяет определить и эффективно использовать скрытые резервы
- Наличие эффективной обратной связи
- Оценка эффективности работы персонала и руководства
- Устранение выявленных неточностей управления
Задачи управленческого контроля состоят в основном в том, чтобы сделать его более эффективным. Принципы должны восприниматься руководителем комплексно, для получения максимального эффекта. Исходя из представленных задач, могут быть выявлены принципы управления.
Принципы управленческого контроля
- Комплексное воздействие на все сферы деятельности предприятия
- Обеспечение непрерывности деятельности
- Вовлечение в процесс контроля персонала и консультантов
- Формирование эффективной стратегии управления
- Оценка второстепенных сфер деятельности
- Дополнение управления процессом планирования
- Оценка происходящих изменений, формирование гибкой структуры
- Своевременная реакция на происходящие изменения
- Применение принципов экономичности
- Нацеленность на конкретные экономические результаты
- Обобщение итогов контроля
В данном перечне представлены основные принципы, согласно которым осуществляется контроль. Придерживаясь данных принципов, руководитель сможет производить изменения предприятия, которые принесут финансовую пользу. Контроль – достаточно сложный и трудоемкий процесс. В процессе контроля могут возникать различные ошибки.
Ошибки, возникающие в процессе контроля
- Отсутствие систематического контроля со стороны руководителя
- Осуществление контроля с существенным опозданием
- Наличие тотального контроля без должной необходимости
- Наличие поверхностного контроля
Предположим, что один руководитель совершил сразу все ошибки. Рассмотрим данную ситуацию более подробно.
Руководитель владеет небольшой типографией с коллективом из трех человек. Он считает, что поскольку коллектив маленький, то систематический контроль совсем не требуется. В процессе работы потребовалось управленческое решение, но руководитель не был к нему готов. Время было упущено, что привело к фатальной ситуации. Об этом сообщили руководителю, и он решил применить пост – контроль данной ситуации, но это не помогло. После этого, руководитель пришел к выводу, что контроль необходим и решил применить тотальное управление. Тотальный контроль тоже не дал необходимых результатов и вновь сменился поверхностным управлением.