Понятие контроля
Контроль входит в состав традиционного менеджмента, является его ведущей силой. Менеджер ставит перед организацией цели и делает все, чтобы организация их успешно реализовала. Для этого необходим контроль.
Для осуществления эффективного контроля, руководителю необходима информация. Прежде всего, информация о ресурсах, системах, методах и свойствах. Использование информации позволяет прийти к необходимому результату.
Контроль проводится на всех уровнях предприятия, включая внешний уровень.
Система внешнего контроля
Система внешнего контроля основана на чередовании поощрений и наказаний.
Например, для сотрудников, которые выполняют работу эффективно, существует система поощрений (финансовых, премиальных, социальных). Для тех, кто работает плохо, существует штрафная система.
Система внешнего контроля базируется на трех условиях:
- Цели предприятия должны стимулировать к действию
- Система контроля должна учитывать все группы работников
- Результат контроля должен учитывать результат каждого сотрудника
Недостатком системы внешнего контроля является возникновение психологических барьеров в коллективе. Барьеры могут возникать между представителями различных отделов и уровней предприятия. Эффективность работы руководителя может снижаться потому, что неквалифицированные работники могут подрывать его авторитет.
Система внутреннего контроля
Основа системы внутреннего контроля состоит в том, что работник воспринимает деятельность на предприятии не только как источник основных средств. Работа, в данном случае, воспринимается как потенциальная возможность развития, самоутверждения, познания мира, и признания общества.
Система внутреннего контроля базируется на четырех принципах:
- Стремясь к исполнению поставленной цели, работники выявляют и достигают собственных целей
- Результат работы подвергается детальному анализу для поиска эффективных путей развития
- Качество работы не зависит от размера заработка сотрудника, поскольку оценивается его потенциал
Недостатками системы внутреннего контроля является исключение частного и всеобщее уравнение сотрудников в глазах руководителя. Индивидуальный процесс контроля значительно ослабляется и становится менее эффективным. Кроме того, есть группа работников, которые совсем не поддаются внутреннему контролю, отрицая его.
Критерии выбора стратегии управленческого контроля
Для того, чтобы выбрать внутреннюю или внешнюю систему управленческого контроля, необходимо учитывать следующие критерии:
- Единства стиля управления и стратегии контроля
- Наличие системы поощрений и наказаний
- Формирование комфортного микроклимата в коллективе
- Ориентация на индивидуальные особенности сотрудников
- Альтернативный стиль управления
- Характеристика отношений в организации
- Сущность и структура мотивации
- Наличие критериев оценки эффективности работы подчиненных
- Наличие признанного авторитета руководителя
- Делегирование полномочий на предприятии
Используя данные критерии, руководитель может выбрать стратегию контроля предприятия или сформировать собственную . Индивидуальная стратегия управления может включать в себя элементы внутренней и внешней системы. Смешанная система управленческого контроля достаточно эффективна на маленьких предприятиях. Руководитель может эффективно распределить внимание, затрагивая как внутренние, так и внешние аспекты деятельности.