Задача управленческого контроля
Основная задача управленческого контроля сводится к приближению желаемого состояния к идеальному или к фактическому в зависимости от достижимости целей системы управления в целом.
Однако, недостатки планирования (недостаточная квалификация персонала и ограничения ресурсов) или некачественное исполнение управленческих решений (низкий уровень исполнительской дисциплины и квалификации персонала) приводят к тому, что в задачи управленческого контроля расширяются до задач по корректировке целей и задач.
Важнейшая проблема управленческого контроля заключается в корректном определении желаемого состояния конкретного объекта.
Любые отклонения от плана свидетельствуют о необходимости срочно пересмотреть плановые показатели в соответствии с поставленной целью. Кроме того, довольно сложно определить саму «идеальную модель» в ситуациях неопределенности рыночной экономики. Успешность решения этой задачи зависит во многом от уровня автоматизации учета, мониторинга и планирования деятельности организации.
Фазы и процессы управленческого контроля
- Определение желаемого (планируемого) состояния объекта контроля.
- Выявление фактического состояния объекта контроля посредством реализации контрольных процедур, которые необходимы для достижения цели контроля.
- Установление отклонения фактического состояния объекта от желаемого.
- Сбор, обобщение и опенка отклонений для выявления причин и возможных последствий отклонений.
- Разработка проекта управленческого решения с вариантами корректировочных воздействий, соответствующих причинам и последствиям вероятных отклонений.
Этап выявления отклонений и этап принятия управленческих решений отделяется разрывом, поскольку менеджмент не всегда имеет достаточно ресурсов для реализации З и 4 этапов контроля. Таким образом, управленческий контроль включает описанные выше этапы, в определенной степени перекликающиеся с контроллингом.
Принципы организации управленческого контроля
Управленческий контроль базируется на следующих основных принципах, имеющих значение для его практического применения в различных сферах деятельности хозяйствующего субъекта.
- Структурный принцип - организационная структура управленческого контроля должна быть адекватна иерархии управления организации. Как часть управленческого процесса, контроль действует на каждом его уровне. Каждый уровень управления (точка принятия управленческого решения) соответствует своему уровню контроля.
- Принцип централизации - Система контроля должна способствовать обеспечению управляемости процессов по основным направлениям деятельности во всех подразделениях организации.
- Принцип ответственности - любое действие персонала, которое привело к отрицательным последствиям для организации, должно быть расследовано; следует установить причины и масштаб последствий, применить меры материальной и дисциплинарной ответственности к соответствующему должностному лицу.
- Принцип контролируемости - персонал не должен нести ответственность за результат, достижение которого от его усилий не зависит.
- Принцип независимости - лицо, осуществляющее контроль над процессом, не должно отвечать за его реализацию.
- Принцип экономичности - любой контрольный процесс в организации не должен быть дороже потерь, которые можно предотвратить в результате управленческого контроля.
Создание системы управленческого контроля — это не самоцель, управленческий контроль должен способствовать повышению эффективности управления, положительно отражаться на результатах работы организации и оперативно реагировать на перемены во внешней и внутренней среде.