Что такое рыночное поведение фирмы
Рыночное поведение – действия, совершаемые компанией в роли продавца и покупателя продукции и услуг. Базовыми элементами рыночного поведения считаются цели организации, используемые ей методы конкуренции и характер межфирменного взаимодействия.
Рыночное поведение компаний вкупе со структурой рынка определяют эффективность его деятельности. В рыночном поведении организации отражаются ее особенности, место, занимаемое на рынке и стадия ее развития. Все эти характеристики имеют интеграционный характер и учитываются при разработке рыночной стратегии.
Кроме организационных характеристик в процессе разработки и выбора рыночной стратегии учитывается вид и масштаб рынка, а также особенности рыночной конъюнктуры. В зависимости от текущей ситуации компания может продвигать свою продукцию на новые рынки или расширять и углублять текущее присутствие, а также использовать стратегию конкурентных преимуществ.
Основополагающим принципом при выборе поведения организации на рынке является теория жизненного цикла продукта. После вывода продукта на рынок организация обычно действует с целью расширения рынка. На этапе роста продаж компании нацелена на углубление рынка. Этап зрелость характеризуется освоением своей рыночной доли и поиском новых рынков сбыта. На завершающем этапе жизненного цикла продукции организации применяют различные стратегии, нацеленные на повышение рентабельности продукции.
Типы рыночного поведения компании
Все стратегии рыночного поведения компании можно условно подразделить на три группы:
- стратегии роста,
- стабильности,
- сокращения.
Многопродуктовые компании или организации, действующие на нескольких рынках, могут одновременно применять несколько различных стратегий на разных рынках и для разных продуктов.
Стратегии роста заключаются в расширении существующих или захвате новых рынков сбыта продукции. Стратегии роста применяются компаниями на начальных стадиях развития и диверсифицированными организациями. При этом рост может обеспечиваться различными способами – внешний рост через слияние с другими компаниями или внутренний рост через расширение ассортимента и увеличение производственных мощностей. Стратегии роста могут применяться компаниями, жизненный цикл продукции которых находится на стадии упадка, с целью поддержания существования или перепрофилирования производства.
Стратегии стабильности направлены на поддержание существующего бизнеса организации. Применение стратегий стабильности характерно для компаний, которые занимают на рынке лидирующее или монопольное положение. Такие стратегии нацелены на укрепление существующих взаимоотношений с партнерами и потребителями, а также на снижение уровня государственного регулирования в отрасли. Стратегия сокращения применяется в периоды экономических спадов, когда компании принимают решение перераспределить свои усилия и мощность в пользу другого направления. Эта стратегия предполагает установление более низких целевых показателей, чем в предыдущем периоде. Стратегия сокращения встречается на практике относительно редко.
Особенности разработки стратегии рыночного поведения
Синонимами стратегии рыночного поведения компании являются: корпоративная стратегия, рыночная стратегия, портфельная стратегия, общая стратегия.
Рыночное поведение организации определяется выбором наиболее эффективных путей ее развития и регулируется высшим менеджментом. Разработка стратегии рыночного поведения является сложным процессом, требующим учета большого количества факторов. Основной задачей менеджмента в процессе разработки стратегии рыночного поведения является распределение ответственности между подразделениями компании и детализация всех элементов стратегии.
Процесс формирования стратегии рыночного поведения организации включает в себя определение следующих элементов:
- Необходимость диверсификации;
- Методы управления рисками;
- Необходимость изменения организационной структуры;
- Способы распределения ресурсов между подразделениями и проектами компании;
- Стратегии отдельных подразделений.