Правила поведения руководителя с подчиненными
Искусство делового поведения во многом выражается в нормах, которыми руководствуется руководитель в общении со своими подчиненными.
Нормы делового общения «сверху вниз» выражаются в том, каким образом руководитель ставит своим подчиненным задачи и контролирует их выполнения. Именно благодаря нормам делового поведения руководителя по отношению к подчиненным обеспечивается комфорт в коллективе.
Характер взаимодействия руководителя с подчиненными оказывает непосредственное влияние на атмосферу в коллективе, которая, в свою очередь, влияет на мотивацию сотрудников и производительность труда. Поведение руководителя представляет собой эталон, образец делового общения. Некорректное поведение руководителя может привести к непоправимым последствиям – психологическим травмам у сотрудников, ухудшению психологического климата в коллективе и даже уходу из компании.
Существуют некоторые общепринятые нормы делового поведения руководителя, которые отражают этику делового общения:
- Руководитель должен осуществлять контроль выполнения своих распоряжений и сообщать о его результатах подчиненным – это входит в его должностные обязанности;
- В случае необходимости руководитель должен критиковать не личность подчиненных, а их действия;
- Руководитель не должен вмешиваться в личные дела подчиненных;
- Руководитель должен справедливо оценивать заслуги своих подчиненных и их вклад в деятельность организации;
- Руководитель должен уделять внимание не только материальному, но и моральному поощрению сотрудника – принимать во внимание его успехи и оценивать их;
- Руководитель должен вставать на защиту своих подчиненных перед вышестоящим начальством;
- Руководитель должен выбирать формат постановки задачи подчиненному с учетом ситуативных и личностных факторов, чтобы обеспечить этичность распоряжения и эффективность его выполнения.
Правила поведения подчиненными с руководителем
Деловое поведение в отношениях между руководством и подчиненными характеризуется, кроме норм поведения руководителя, нормами поведения сотрудников. Характер взаимоотношений между подчиненными и руководством во многом определяется взаимным доверием. Если подчиненные не боятся обратиться к своему руководителю, высказать свое мнение и привлечь внимание к своей деятельности, это способствует установлению взаимопонимания и продуктивных деловых отношений.
Подчиненные в своем поведении по отношению к руководителю должны придерживаться следующих норм:
- Подчиненный должен оказывать руководителю посильную помощь в создании внутри коллектива атмосферы справедливости и доброжелательности;
- Подчиненный не должен комментировать действия руководителя и навязывать ему собственную точку зрения, но может высказывать свои замечания и предложения, оставаясь при этом тактичным и вежливым;
- Подчиненный может и должен обладать собственным мнением и не обязан беспрекословно подчиняться требованиям руководителя, если они выходят за рамки должностных обязанностей;
- Подчиненный не должен обращаться к вышестоящему начальству «через голову», без ведома своего непосредственного руководителя;
- Подчиненный не должен ставить под сомнение достоинство и авторитет своего руководителя в глазах других сотрудников.
Правила поведения сотрудников между собой
Поведение сотрудников в организации и взаимодействие между ними является основным формирующим атмосферу в коллективе фактором. Взаимодействие с коллегами, равными по уровню иерархии, должно осуществляться в рамках деловой этики – это способствует повышению эффективности и производительности труда.
Несмотря на то, что коллеги часто являются соперниками в борьбе за успех и ступень карьерной лестницы, они должны представлять собой команду, работа которой способствует успеху организации в целом. Сотрудники должны ощущать равноправие и вести себя в соответствии с этим.
Деловое поведение коллег по отношению к равным по статусу сотрудникам строится на следующих принципах:
- Сотрудники должны стремиться к достижению четкого разделения прав и ответственности внутри команды;
- Не следует давать коллегам обещаний, которые невозможно или неудобно выполнить;
- Не следует настойчиво интересоваться личными делами и проблемами коллег;
- Сотрудники должны рассматривать своих коллег как личностей и относиться к ним уважительно, а не использовать для достижения собственных целей.
В каждой организации могут существовать собственные правила делового поведения. Их регулирует этический кодекс компании, разработка и применение которого преследует цель улучшения деловой атмосферы в коллективе.