Групповое поведение: содержание и роль
Группа – объединение двух или более людей, созданное для достижения общей цели.
Групповое поведение – совместные действия людей в рамках некоторой группы, осуществляемые в результате происходящих в ней процессов.
Группы часто образуются с целью удовлетворения некоторых человеческих потребностей. Это может быть потребность в безопасности, в уважении, в общении и т.п. Именно желание удовлетворить потребности является наиболее частой причиной возникновения групп. В деятельности организаций группы играют значимую роль, способствуя выполнению организационных процессов и достижению организационных целей.
Существующие в организации группы можно разделить на два основных вида: формальные и неформальные. Формальные группы являются документально закрепленными образованиями, входящими в структуру компании. Неформальные группы формируются сотрудниками самостоятельно с целью удовлетворения тех или иных потребностей, например, в общении.
Менеджмент должен учитывать существование неформальных групп и использовать их в деятельности, взаимодействуя с их членами и учитывая групповое поведение.
Стадии формирования групп в организации
- Формирование – начало совместной работы членов группы, определение оснований и целей деятельности группы. На этапе формирования каждый член группы взаимодействует с небольшим количеством других членов, все сотрудники пытаются действовать независимо друг от друга;
- Бурление – процесс распределения функций, ролей и зон ответственности между членами группы, активная конкуренция между сотрудниками, возможные конфликты между членами группы и с лидером;
- Упорядочивание – результат предыдущего этапа, который предполагает сотрудничество и информационный обмен между членами группы, рост сплоченности коллектива;
- Продуктивность – наиболее производительный этап существования группы, стремление к совершенствованию. Каждый член группы осознает собственную роль, признает ее и лидера группы и прилагает усилия к достижению общей цели;
- Роспуск – уход и (или) замена членов коллектива, иногда предполагает возврат группы к какой-либо из предыдущих стадий формирования.
Информация о стадии формирования группы в организации может помочь менеджменту в процессе принятия решений. Зная характеристики группы, менеджер может оказывать необходимое ему влияние на групповое поведение, повышая эффективность работы группы.
Факторы поведения группы в организации
- Лидерство – лидер в группе определяет ее атмосферу, характер взаимоотношений в коллективе и влияет на результативность ее работы; при этом следует учитывать как формальное, так и неформальное лидерство;
- Социальные роли – ожидания от членов группы в соответствии с местом, которое они занимают, определенные модели поведения;
- Социальные нормы – модели поведения, принятые и одобряемые всеми членами группы; социальные нормы могут относиться к работе и качеству ее выполнения, к поведению в различных ситуациях, к нормам общения и внутригруппового взаимодействия и т.п.;
- Социальный статус – положение члена группы в глазах коллектива, также может быть формальным и неформальным; статус человека часто определяет степень его влияния на поведение других членов группы;
- Размер группы – в зависимости от цели существования группы в организации может быть более рационален тот или иной ее размер; в соответствии с исследованиями специалистов для решения конкретных задач или выполнения проектов более эффективно формировать небольшие группы (размером до 7 человек), а коллективное принятие решений более результативно в группах размером более 12 человек;
- Состав группы – эффективность работы группы зависит от степени разнородности ее состава;
- Сплоченность – высокий уровень сплоченности означает, что члены коллектива удовлетворены совместной работой; сплоченность зависит от времени совместной работы, сложности групповой работы, а также размера и состава группы и внешних условий ее функционирования.