Навыки и качества поведения
Поведение людей в процессе выполнения своих должностных обязанностей определяется принятыми правилами и нормами и находит свое проявление в следующих качествах индивидуума:
- объективность;
- склонность к доминированию или послушанию;
- честолюбие;
- импульсивность;
- социальность.
Объективность – это принцип, подразумевающий, что поведение управляется ситуацией. «Объективный» сотрудник объективно и рационально ведет себя в различных ситуациях.
Склонность к доминированию – это стремление человека проявлять инициативу в межличностных отношениях или же устанавливать над ними контроль. Данное качество варьируется в зависимости от специфики текущих обстоятельств, а также от свойств конкретного человека. Например, менеджер среднего звена склонен к доминированию над своими подчиненными, однако должен проявлять покорность перед вышестоящим руководителем.
Крайности в проявлениях доминирования или, наоборот, покорности обычно служат показателями фрустрации или иных личностных патологий. Честолюбивый сотрудник постоянно заботится о своем статусе и продвижении в организации. Его реальное поведение не всегда связано со склонностью к доминированию, однако такой сотрудник довольно чувствительно реагирует на изменение ранга, заработной платы или прочих признаков статуса.
Люди друг от друга отличаются и по уровню импульсивности или твердости характера - склонности быстро принимать решения и твердо отстаивать однажды принятые решения.
Социальность – это восприимчивость индивидуума к желаниям и взглядам тех, кто входит в круг его непосредственного общения. Такая восприимчивость представляет собой одно из ключевых средств приспособления к групповым нормам. На сотрудников, характеризующихся низкой социальностью те стимулы, которые обращены к нему как к отдельному индивидууму, достаточно эффективно действуют. Такой служащий может усердно работать для того, чтобы получить премию или продвинуться по службе, несмотря на возможное неодобрение коллег.
Характеристики личности
Любую личность можно описать следующим набором характеристик:
- общие качества (ум, интеллект, наблюдательность, организованность, работоспособность, общительность и т.п.);
- специфические свойства (способность к определенным видам деятельности);
- подготовленность к тому или иному виду деятельности в форме совокупности умений, знаний, навыков;
- определенный склад характера;
- биологически обусловленные особенности (темперамент);
- направленность (совокупность интересов, идеалов, стремлений, убеждений).
Личностные характеристики определяют качество выполнения функций, возложенных на сотрудника, его стиль работы, а также отношения с коллегами. Устойчивые проявления перечисленных черт дают возможность прогнозировать поведение человека, которое выражается в действиях, описывающих его субъективную реакцию на факторы окружающей среды.
Типы поведения в организации
Выделяют несколько типов поведения человека в организации:
-
Дисциплинированный и преданный член организации – человек, полностью принимающий нормы и ценности поведения, не входящий своими действиями в противоречия с интересами организации в целом. Результативность работы такого сотрудника определяется его личными возможностями, способностями и правильность определения содержание его роли.
-
«Приспособленец» - человек, которые ценностей организации не приемлет, но старается следовать нормам поведения, принятым в данной организации. Несмотря на следование правилам, он не является надежным членом организации, поскольку его исполнительность сочетается с желанием покинуть организацию или действовать в противовес ее интересам.
-
«Оригинал» - человек, приемлющий ценности организации, но не принимающий нормы поведения, существующие в ней.
-
«Бунтарь» - человек, который не принимает нормы поведения и ценностей организации, постоянно противостоит организационному окружению и инициирует конфликты.