В современном мире все больше организаций начинает осознавать важность благоприятного имиджа компании в обеспечении эффективности управления.
Исторически значимость имиджа для компаний и его кульминацию в настоящее время можно условно разбить нескольких периодов.
Понимание корпоративного имиджа на начальном этапе развития менеджмента
С конца 19 века начинается первый период, в это время начали появляться первые крупные коммерческие фирмы. Рынок только начинает свое развитие. Успех коммерческой деятельности определялся наличием идеи продукта и материально-технических возможностей ее реализации. Рынок был насыщен однородными производителями и продавцами однородных товаров. Поэтому, ни товар, ни фирма, его производящая, еще не была эмоционально и образно определена в сознании потребителя. Приобретая какой-либо продукт, обращаясь в конкретную фирму, клиент руководствовался только соображениями практики и желанием удовлетворить свою материальную потребность.
Второй период приблизительно приходится на период 1930-1970 гг. Многие страны начинают сравнительно быстрое экономическое развитие, конкурентная среда постепенно уплотняется, рынок насыщается. На данном этапе начал активно развиваться маркетинг, компании начинают проводить исследования вкусов и предпочтений потребителей. Чтобы дифференцировать свой продукт от продукта-конкурента производители начинают подкрепление физических атрибутов товара эмоциональными, этическими и социальными характеристиками.
Современный этап понимания имиджа организации
Новый этап развивается с конца 1970-х годов. Помимо тенденций, начавшихся в прошлом этапе добавляются экологические, природные, правовые и кадровые факторы. Любой бизнес теперь сталкивается с общественными кругами. Среди них: финансовые институты, органы власти, собственные акционеры и рыночные партнеры, многочисленные клиенты и представители СМИ. В таком сложнейшем многообразии внутренний и внешний имидж организации становится все более значимым. Осознавая это, менеджмент крупных компаний начинает вкладывать инвестиции в развитие и укрепление нематериальных активов: деловую репутацию, брэнд продукта, репутацию руководителей, систему коммуникации с целевой аудиторией.
Функции корпоративного имиджа в современных условиях
В современных условиях корпоративный имидж выполняет ряд функций: - Информативную: информирует общество и окружение фирмы о ее существовании, деятельности и возможностях производства, роли в финансовых кругах и обществе, осведомляет потенциальных бизнес- партнеров и потребителей.
- Коммерческую: лояльность к фирме и ее продукту позволяет устанавливать более высокую цену за предлагаемые товары, а, значит, получение большей прибыльности; снижаются показатели риска и расходы на маркетинг.
- Защитную: с помощью высокой конкурентоспособности на рынке фирма защищается от нападения конкурентов, сокращается риск появления негативного отношения в случае совершения ошибки со стороны общественности.
- Ресурсную: облегчение привлечения различных ресурсов, а именно: поиск нового персонала, акционеров и инвесторов, обеспечение общественной и государственной поддержки.
- Репутационную: внушение доверия к фирме, акцент на ее высокой репутации, повышение престижа сотрудничества именно с этой фирмой.
Глобализация рынка и способов деловой активности, совершенствование каналов коммуникаций стали причиной резкого роста значимости имиджа в целом.
В нашей стране организации только начинают профессионально подходить к вопросам управления имиджем. Все больше менеджеров задумываются о том, с какими компаниями они сотрудничают, и что представляет собой их бизнес-партнер.