Характеристика имиджа организации
Имидж организации представляет собой ее образ, существующий в сознании людей – потребителей, поставщиков, партнеров и других заинтересованных лиц.
Имидж организации существует вне зависимости от того, прилагает ли она какие-либо усилия по работе над ним. Имидж формируется из восприятия людей, которое может быть создано специально или случайным образом. Если организация не работает над своим имиджем, то он складывается в глазах потребителей стихийно, на основе комбинации случайных событий. Стихийный имидж не обязательно отражает реальную деятельность организации и может быть неблагоприятным для нее.
Формирование имиджа является задачей специалистов в этой области совместно с представителями организации. Имидж создается не только специальными маркетинговыми мероприятиями и акциями, но и отношением организации к своим клиентам и партнерам. Взаимоотношения, которые компания выстраивает с обществом, оказывают серьезное влияние на ее восприятие потребителями и партнерами. Эти взаимоотношения не менее важны для корпоративного имиджа, чем рекламные акции и презентационные мероприятия.
Благоприятный для организации имидж – адекватный и оригинальный, имеющий точную целевую направленность. Адекватность имиджа выражается в его соответствии действительности. Благоприятный имидж должен быть современным, соответствовать модным тенденциям и одновременно отражать ценности организации. Целевая направленность имиджа определяется его соответствием запросам конкретной целевой аудитории.
Создание имиджа организации является сложным и комплексным процессом, в рамках которого необходимо учитывать настоящую и будущую деятельность организации, ее специфику и направление, а также реальные и потенциальные конкурентные преимущества компании.
Необходимость исследования имиджа организации
Любая организация нуждается в знаниях относительно своего имиджа. Представление о собственном имидже в глазах потребителей и партнером позволяет принимать обоснованные и верные бизнес-решения о стратегии развития организации.
Имидж необходимо исследовать не только в ситуации его формирования или изменения, но и на регулярной основе. Даже компании-гиганты со стабильным, давно сформированным имиджем вынуждены уделять внимание его исследованиям и оценкам, так как время и различные случайные события оказывают влияние на восприятие обществом компании, что может привести к изменению имиджевой картины.
Исследования, нацеленные на оценку имиджа компании, обычно носят смешанный характер и используют качественные и количественные методы. Применение одного метода в исследовании имиджа компании не позволяет исследователю составить полную картину ситуации и сделать достоверные выводы, так как оценка имиджа очень субъективна и учитывает бесконечное количество влияющих факторов.
Методы оценки эффективности имиджа компании
- Определение характеристик – на основе мониторинга СМИ и общественного мнения выделяются парные антонимические характеристики, которые впоследствии оцениваются с помощью количественного исследования. Оценка производится с помощью сравнения полученных результатов исследования с желаемыми;
- Сравнение положительных и отрицательных характеристик – на основе собранной каким-либо способом информации выделяют положительные и отрицательные характеристики имиджа компании. Имидж считается эффективным, если количество положительных характеристик преобладает над количеством отрицательных;
- Динамика изменения общественного мнения – сравнение текущих оценок имиджа с результатами прошлых периодов исследования.