Понятие групп и их классификация в менеджменте
Термин «группа» имеет однозначное и довольно простое толкование во всех науках. Как правило, под ней принято понимать ограниченную общность людей, которые объединены каким-либо из следующих признаков:
- демографические или экономические характеристики;
- род деятельности;
- преследуемые цели и пр.
Группа – это всегда совокупность каких-либо элементов. В менеджменте под такими элементами понимаются люди, которые связаны общими интересами, целями и вкусами. Группы могут существовать в любом коллективе и, так или иначе, присутствуют в каждой организации. Собственно, из групп и формируются организации, поэтому они столь важны. Участники групп постоянно взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на другое и испытывает на себе его влияние.
В настоящее время группы поддаются множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Виды групп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от размера выделяют большие и малые группы. Малые группы немногочисленны по своему составу и включают в себя людей, непосредственно объединенных совместной деятельностью и находящихся в личном общении. Большие группы образуют социальные общности, состоящие из большого числа людей, объединенных на основе нескольких признаков или социальных связей. При этом наличие обязательных личных контактов не предполагается.
В зависимости от сферы деятельности группы могут быть управленческими и производственными. Первые состоят из работников, выполняющих функции управления, а вторые – сформированы из работников, непосредственно занятых в производственной деятельности и/или совместно выполняющих какое-либо производственное задание.
По периодичности функционирования выделяют постоянные и временные группы. Первые существуют длительный период времени, а вторые формируются для решения разовых, краткосрочных задач.
Наконец, в зависимости от общественного статуса группы могут иметь формальный и неформальный характер.
Формальные группы создаются для решения конкретных задач и отличаются определенной, нормативно закрепленной организационной структурой. Права и обязанности ее членов закреплены юридически, а руководство осуществляется избранным либо назначенным человеком.
Неформальные группы возникают спонтанно за счет межличностных отношений и не имеют юридически фиксированного статуса. Их характерными чертами считаются наличие неформальных лидеров, сопротивление переменам и социальный контроль. Как правило, неформальные группы в наивысшей степени способствуют реализации социальных потребностей людей (потребности в защите, общении, принадлежности, взаимопомощи).
Функционирование и развитие групп определяется их динамикой. Рассмотрим ее более подробно.
Сущность и особенности групповой динамики в менеджменте
Впервые термин «групповая динамика» был использован немецко-американским психологом К. Левиным. Сегодня он получил более широкое распространение, в том числе и в сфере менеджмента.
Под групповой динамикой в широком смысле принято понимать совокупность внутригрупповых явлений и процессов, то есть развитие группы. В более узком смысле она представляет собой процесс взаимодействия членов группы в целях удовлетворения групповых и личных потребностей. Подобное взаимодействие, как правило, осуществляется на основе взаимовлияния и взаимозависимости.
Основными процессами групповой динамики считаются лидерство и руководство, выработка групповых правил, мнений и ценностей, принятие групповых решений и т.п.
Групповая динамика неизменно включает в себя этапы формирования и жизнедеятельности группы. В настоящее время единого подхода к их определению не существует. Согласно классическому подходу выделяется пять базовых этапов:
- формирование;
- бурление;
- становление норм поведения в группе;
- выполнение работы;
- реформирование.
Первичным этапом выступает формирование группы, в процессе которого происходит отбор членов группы согласно их функциональному или техническому опыту либо на основе иных признаков.
Далее наступает стадия бурления. Она характеризуется возникновением конфликтов и проявлением конфронтации между членами группы. Некоторые группы на данном этапе распадаются, другие, напротив, приспосабливаются к противоречиям. Предопределяющая роль в прохождении данного этапа отводится лидеру группы.
На третьем этапе происходит становление групповых норм поведения. Приспосабливаясь к различиям во взглядах, члены группы начинают сотрудничать друг с другом. На данном этапе формируется чувство товарищества и групповая сплоченность. Сотрудники начинают все больше идентифицировать себя с группой.
Далее следует непосредственно выполнение работы, ради которой и создавалась группа. Члены группы эффективно работают в соответствие с поставленной целью и распределением задач, которые были согласованы на предыдущей стадии.
Наконец пятым, завершающим этапом служит расформирование группы. Выполнив свою задачу, группа распадается. Как правило, прохождение подобного этапа наиболее характерно для временных групп, которые были созданы с целью выполнение конкретных, разовых проектов и задач. Постоянные группы достигают данной стадии лишь после реализации всех групповых целей.
Механизмы групповой динамики
Групповая динамика характеризуется наличием определенных механизмов. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Механизмы групповой динамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ученые, занимающиеся проблематикой групповой динамики, отмечают наличие нескольких типов противоречий в группах. Они могут формироваться как между актуальной деятельностью группы и ее потенциальными возможностями, так и между усилением интеграции личности в группу и растущим стремлением ее членов к самоутверждению и самореализации.
Идиосинкразический кредит проявляется в росте ориентированности членов группы на ее нормы и ценности в зависимости от статуса человека в группе. Чем выше его статус, тем более последователен человек в реализации групповых ценностей и норм. Ненормативное поведение наказывается снижением статуса.
Психологический ценностный обмен предполагает обоюдное удовлетворение членами группы потребностей друг друга на основе взаимного предоставления одной стороной соответствующих ценностей другой стороне.