Горизонтальная структура как способ повышения эффективности
Организационная структура подавляющего большинства компаний является вертикальной или по меньшей мере содержит элементы вертикальности. Это связано с тем, что ни одна компания не может существовать без координации деятельности, а значит, ей необходим иерархический контроль. Однако в настоящее время некоторые инновационные компании стараются нивелировать недостатки иерархической организационной структуры, сокращая число уровней управления или отказываясь от иерархического контроля вовсе.
В поисках способов повышения эффективности менеджмента компании находятся в процессе постоянного усовершенствования своей организационной структуры. Эти усилия в течение десятилетий привели к снижению «высоты» организационных структур, а также к появлению различных механизмов горизонтальной организации управления компанией. Горизонтальная организационная структура является своеобразным антагонизмом по отношению к вертикальной, так как позволяет компании перейти от жесткой иерархии к созданию межфункциональных команд. Горизонтальная организационная структура управления – система внутри компании, с помощью которой осуществляется децентрализованная координация бизнес-процессов и действий сотрудников для выполнения общих корпоративных задач.
Создание горизонтальных организационных структур выражает распространенную мировую тенденцию, связанную со снижением уровня формального контроля и переходом от вертикального иерархического управления к горизонтальному. Горизонтальная организационная структура управления компанией позволяет ей гибко и быстро реагировать на изменения внешней среды, создавая тем самым значимое конкурентное преимущество.
Преимущества горизонтальной организационной структуры
- Децентрализация и снижение нагрузки на менеджмент повышает способность компании в целом к принятию оперативных решений;
- Решение ежедневных рутинных задач и проблем осуществляется силами специалистов, непосредственно принимающих участие в бизнес-процессах, контактирующих с клиентами и рынками;
- Возникает возможность согласовывать различные решения менеджмента с функциональными подразделениями, что способствует повышению качества этих решений;
- Компания фокусирует свои усилия и деятельность на одновременном решении различных задач, которое обеспечивается командами из специалистов разных функциональных областей;
- Нацеленность структуры на устранение межфункциональных барьеров способствует повышению координации деятельности департаментов;
- Компания из системы разобщенных функциональных организационных единиц превращается в единую команду.
Недостатки горизонтальной организационной структуры
- Возможно снижение качества решений, принимаемых специалистами низкого уровня, связанное с проблемой делегирования полномочий;
- Увеличение времени на согласование решений между подразделениями – решения не принимаются единолично руководством компании, что создает необходимость их обсуждения с представителями различных функциональных областей;
- Межфункциональное взаимодействие часто становится источником внутриорганизационных конфликтов, основанных на разном видении ситуации и разных предпочтениях;
- «Размытие» полномочий в проектной команде может привести к отсутствию ответственного за выполнение конкретной задачи лица;
- Организация вынуждена разрабатывать новую, адекватную ситуации систему подбора сотрудников, их мотивации, ротации и оценки, так как большая часть работы осуществляется силами команды, а не конкретного сотрудника.