Географическая структура компании
Географическая организационная структура – вид организационной структуры, который предполагает разделение труда внутри компании по географическому признаку.
Отличительной особенностью географической организационной структуры от других типов является разделение выполняемых компанией бизнес-операций по регионам. Географическая структура не является «чистым» видом организационной структуры и обычно совмещена с разделением по какому-либо другому признаку. Так, внутри подразделений, выделенных по географическому принципу, может быть реализована линейная, функциональная, продуктовая или дивизиональная структура компании.
На рисунке ниже представлен общий вид географической организационной структуры. В такой системе руководство компанией осуществляется через менеджмент региональных подразделений.
В рамках географической организационной структуры обычно создается штаб-квартира компании, менеджмент из которой осуществляет непосредственное общение с региональным руководством. Штаб-квартира несет ответственность за разработку общей корпоративной стратегии, осуществляет контроль ее выполнения и различные другие общекорпоративные функции. Региональные подразделения в рамках географической организационной структуры могут обладать высокой степенью самостоятельности – в крупных компаниях региональные подразделения являются дочерними организациями, осуществляющими самостоятельную деятельность, но подчиненными штаб-квартире.
Ситуации применения географической организационной структуры
Применение географической организационной структуры целесообразно для крупных компаний, корпораций, деятельность которых не ограничивается одним географическим рынком, а рассредоточена по миру или стране (группе стран). Наиболее эффективно географическая структура может быть использована в организациях с низким уровней диверсификации, производящих и продающих однородную продукцию на рынках различных стран. Географическая структура является наиболее эффективным способом учета национальных особенностей при производстве и продаже продукции.
Примеры компаний, использующих географическую организационную структуру: «Нестле» (продукция из шоколада и какао-бобов), «Кока-Кола» (безалкогольные напитки), «Дженерал Моторс» (автомобили).
Сильные и слабые стороны географической организационной структуры
Наиболее очевидным преимуществом географической структуры компании можно считать концентрацию на особенностях сбыта продукции. Географическая структура позволяет компании принимать во внимание национальные особенности при производстве и продаже продукции, что способствует улучшению имиджа бренда в глазах потребителя, то есть повышению ценности компании. В некоторых ситуациях учет национальных особенностей позволяет избежать проблемных ситуаций и адаптировать продукцию (или методы ее продвижения) к нуждам региональных потребителей. Наличие подразделения, занимающегося продажами в отдельном регионе, позволяет компании обеспечить высокую скорость реакции на изменения внешней среды на локальном рынке.
Однако географическая организационная структура обладает рядом существенных недостатков, наиболее значимым из которых представляется снижение выгод от масштабов производства. Глобализация производства позволяет компаниям переносить производственные мощности в регионы с наиболее низкими издержками, а географическая организационная структура предполагает наличие ключевых департаментов в каждом регионе, нивелируя таким образом преимущества от глобализации компании. Географическая структура организации также приводит к дублированию ряда функций в разных странах и требует значительных затрат на координацию деятельности различных географически отдаленных подразделений.