Факторы развития организационных структур
Организационная структура компании представляет собой элемент управленческой системы, который находится в постоянном развитии и совершенствовании. Развитие организационной структуры обусловлено ростом организации, изменяющимися условиями ее деятельности, обновлением бизнес-стратегий и тому подобными факторами. Организационная структура должна соответствовать стратегии компании и способствовать достижению ее целей, отвечая при этом условиям внешней и внутренней среды ведения бизнеса.
Современный бизнес различных размеров характеризуется разнообразием организационных структур. Очевидно, что организационная структура компании зависит от специфики ее деятельности и размера, но в то же время компании, функционирующие в одной и той же отрасли, осуществляющие схожие операции, имеют различную структуру управления.
Реорганизация организационной структуры представляет собой непрерывный процесс. Иногда компании проводят масштабную реструктуризацию своей деятельности, но чаще процесс изменения организационной структуры можно считать эволюционным, связанным с постепенными изменениями в деятельности организации. В основе реорганизации структуры компании могут лежать следующие факторы:
- Внедрение инновационных процессов в различные сферы деятельности организации;
- Развитие предпринимательского духа и корпоративной культуры, предполагающее поощрение и активное использование творческой инициативы сотрудников компании;
- Внедрение информационных технологий, призванных усовершенствовать управленческий процесс;
- Влияние внешних факторов – например, усиление конкуренции на рынке.
Направления эволюции организационных структур
-
Принципы управления
Организационная структура может изменяться с точки зрения уровня централизации (децентрализации) управленческих функций. Причиной такого вида эволюции может быть изменение стратегии компании, а также изменение вида взаимодействия между подразделениями. Другое изменение организационной структуры может быть вызвано проектной направленностью организации и предусматривать аллокацию ресурсов по наиболее эффективным направлениям деятельности. Организационная структура компании изменяется также с точки зрения принципов управления, когда компания начинает применять маркетинговые принципы в своей деятельности, то есть ориентироваться на нужды потребителей и ставить ключевой целью удовлетворение потребительского спроса.
-
Аппарат управления
Изменения в аппарате управления могут представлять собой изменение взаимосвязи между подразделениями или их перегруппировку, выделение проектных или исследовательских групп в самостоятельные департаменты, а также выделение промежуточных звеньев управления – специализированных отделов, занимающихся проблемными объектами и задачами.
-
Различные изменения в системах стратегического планирования, существующих в компании, могут также привести к изменению организационной структуры. Совершенствование процессов анализа и информационного обеспечения, внедрение системы контроля и мониторинга часто приводит к необходимости создания новых подразделений или реструктуризации существующей системы для обеспечения более эффективного функционирования аналитических подразделений. Внедрение новых управленческих функций или их видоизменение тоже приводит к эволюции управленческой структуры компании.
-
Хозяйственная деятельность
В эту группу изменений организационной структуры входят такие эволюционные шаги, как изменение в связи с усовершенствованием технологий или углублением межфирменного сотрудничества в наукоемких отраслях.
Принципы эволюционирования организационной структуры
В настоящее время компании активно экспериментируют с видами организационных структур, реформируя их и пытаясь добиться наибольшей эффективности, высокой степени контроля при минимальном уровне бюрократизации. Компании часто применяют комбинации известных видов структур, адаптируя их под специфические цели и задачи.
Основной целью совершенствования организационной структуры является ее большая гибкость по сравнению с предыдущей. Усложнение организационной структуры, как правило, не способствует повышению ее эффективности. Можно выделить следующие общие принципы реорганизации системы управления предприятием:
- Сокращение размеров департаментов и отделов за счет повышения уровня квалификации сотрудников;
- Уменьшение числа уровней управления;
- Ориентация на нужды потребителей;
- Создание условий для быстрой реакции на изменения внешней среды, обеспечение гибкости;
- Повышение производительности и снижение затрат;
- Обеспечение высокого уровня качества производимой продукции;
- Ориентация на долгосрочное сотрудничество с контрагентами и потребителями.