Концепция бережливого производства
Бережливое производство – это широкая концепция управления, целью которой является устранение потерь и оптимизация бизнес-процессов: начиная с разработки продукции, ее производства и заканчивая взаимодействием с поставщиками и потребителями.
Бережливое производство является американской версией производственной системы, использованной в японской компании Toyota. Создателем концепции бережливого производства принято считать Тайити Оно, который впервые провел опыты по производственной оптимизации еще в 1950-е годы. Тогда состояние экономики послевоенной Японии были плачевным, страна нуждалась в новых автомобилях.
Но из-за недостаточного спроса, закупка мощной производственной линии была экономически не оправданной. Были необходимы различные виды автомобилей (легковые, грузовые разной тоннажности и др.), однако спрос на определенный тип машины был незначителен. Японцы должны были учиться работать эффективно, создавать множество различных моделей при условии низкого спроса на отдельную модель. Ранее такая задача не возникала в производственных предприятия, поскольку эффективность считалась исключительно прерогативой массового производства.
С помощью методов бережливое производство в процесс бизнес-оптимизации вовлекается каждый сотрудник и обеспечивается максимальная ориентация на потребителя.
Отправной точкой бережливого производства является создание ценности для потребителя.
С позиции конечных потребителей, продукция становится действительно ценной тогда, когда непосредственно производится обработка и изготовление таких элементов. Cердце бережливого производства – это процесс минимизации потерь - «муда». Муда — это отходы и потери, а также любая деятельность, потребляющая ресурсы, но не создающая ценности. К примеру, потребитель совершенно не нуждается в том, чтобы готовая продукция или деталь лежала на складе. Вместе с тем, традиционная система управления подразумевает, что складские издержки и затраты на переделку, устранение брака, и остальные косвенные издержки должны быть переложены на потребителя.
Концепция бережливого производства подразумевает деление всей деятельности предприятия на ряд операций и процессов, добавляющих ценность для потребителей, а также на те операции и процессы, которые не добавляют ценности для потребителей. Из этого следует, что факторы, не добавляющие ценности для потребителей, с позиции бережливого производства должны быть классифицированы как потери, которые необходимо устранять.
Среди основных целей бережливого производства можно назвать:
- сократить затраты, в том числе трудовые;
- сократить сроки создания продукции;
- сократить производственные и складские площади;
- обеспечить гарантию поставки продукции заказчикам;
- обеспечить высокое качество при заданной стоимости, либо минимальную стоимость при определённом уровне качества.
Концепция Lean
Lean - производство стала популярной концепцией, которая вызвала существенное увеличении производительности труда и рост объемов продукции. Сегодня Lean – это основная система производства для передовых предприятий многих отраслей мировой экономики.
История системы Lean началась с понимания того, что производственное совершенствование не имеет границ и пределов независимо от рыночного положения компании, её конкурентоспособности. Следовательно, необходимо постоянно двигаться вперёд, улучшать каждый производственный процесс. Результат подобной философии – ставшая популярной kaizen стратегия – стратегия «непрерывного усовершенствования».
Принципы и задачи Lean
На современном рынке успешно выживают лишь те компании, которым под силу поддерживать высокую эффективность и получать максимальный результат при минимальной себестоимости. Для этого нужно либо повышать цены на свою продукцию, либо сокращать издержки. В свою очередь издержки можно сократить или за счет использования ресурсов подешевле, что часто приводит к снижению качества готовой продукции, или через оптимизацию производства. Именно для решения задачи производственной оптимизации и была разработана система Lean.
Принципы Lean - это методика систематического нахождения простого решения для ликвидации скрытых потерь в процессе производства товаров и услуг, цель которой - быстрое и качественное удовлетворение потребности заказчиков.
Этот простой принцип должен реализовываться каждым сотрудником всех производственных подразделений, чтобы помочь персоналу исключить рутинные каждодневные проблемы.