Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жизненный цикл организации и ее конкурентное поведение

Сущность жизненного цикла организации и его стадии

Определение 1

Жизненный цикл организации – это срок, на протяжении которого компания проходит все четыре этапа своего развития:

  1. создание,
  2. развитие,
  3. зрелость,
  4. спад.

Это прогнозируемыетрансформации состояния компании, происходящие во времени с какой-то периодичностью и последовательностью.

Одной из задач руководителя является понимание причин перетекания конкретной компании от одной стадии к другой. Также надо знать - плановый ли этот переход, или это реакция на изменения, которые происходят во внешней среде.

Каждая из стадий жизненного цикла компании специфична. Рассмотрим наиболее характерные из особенностей.

Стадия создания компании. Организация в режиме становления, цели на данный момент недостаточно сформулированы, творческий процесс происходит свободно. Главные усилия нацелены на создание продукта и на нахождение своего места на рынке. Компания в большинстве своем небольшая, отношения в коллективе неформальные. Тип лидера – новатор. На этой стадии почти всегда создается структура компании и управления, слабо заметно разделение и специализация менеджмента. Высший уровень менеджмента представлен основателем, которому напрямую подчиняются финансы и производство. Он же принимает все решения и отвечает за них.

На этой стадии у компании есть две задачи:

  • обеспечить себе необходимые ресурсы;
  • выработать конкурентное поведение.

Менеджмент обращает особое внимание на:

  • изучение потребительского спроса на свою продукцию в рамках предполагаемого рынка;
  • сбор и анализ информации о конкурентах и их деятельности;
  • понимание целесообразности наращивания мощностей в рамках своей стратегии;
  • рационализацию системы менеджмента и принятия решений;
  • принятие различных шагов для привлечения дополнительных внешних и внутренних ресурсов.

На стадии создания компании перед управленцами стоят весьма сложные задачи, суть которых можно свести к вопросу существования организации. Тут очень важен анализ и принятие корректных решений.

Стадия роста компании. На этой стадии активно развиваются новые процессы, формируется миссия предприятия. Общение продолжает быть неформальным. С ростом компании в ней углубляются процессы сепарирования и специализации менеджмента, что обязывает создание новых структурных подразделений. Это значит, что организационная структура усложняется, увеличивается количество ступеней иерархии, увеличивается вес административных способов управления путем разработки новых инструкций, нормативов, положений, процедур.

«Жизненный цикл организации и ее конкурентное поведение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На этом этапе перед компанией стоят следующие задачи:

  1. создать все условия для экономического подъема;
  2. обеспечить отменное качество товаров, услуг.

Менеджментом компании должен быть разработан такой тип управления, который сможет поддержать стабильный баланс между новациями и стабильностью, реализацию эффективной работы сейчас с единовременным планированием будущего.

На этапе роста на передний план в работе руководителя выходят следующие задачи:

  • понимание социальных зависимостей, влияющих на взаимодействие сотрудников в команде и их мотивацию;
  • соблюдение баланса между перспективной инновационной и текущей деятельностью, между улучшением выпускаемого продукта и услуг и поисками новых видов деятельности;
  • введение новых улучшенных систем управления, информационных технологий.

Стадия зрелости предприятия. Структура компании усложняется. Растет уровень разделения труда и унификации сотрудников, повышается роль высшего менеджмента. Принятие решений все более консервативно. Упор идет в основном на эффективность инноваций и стабильность.

Перед компанией становятся следующие задачи:

  1. поддержание дееспособности;
  2. сохранение позиций на рынке.

На этой стадии менеджмент обязан:

  • заранее организовать процесс по создания и освоения нового продукта, для исключения понижения эффективности деятельности из-за морального устаревания производимых товаров;
  • вести наблюдение за системой менеджмента, иногда править ее с целью добиться большей гибкости;
  • постоянно следить за конкурентами и вносить поправки в стратегию, опираясь на данные анализа;
  • стараться технически перевооружать производство и обучать персонал;
  • использовать матричные структуры управления.

Стадия спада компании. Предприятие сталкивается с проблемой понижения спроса на свой продукт, менеджмент ищет пути удержания рынка. Ощущается нехватка кадров, которые обладают ценными знаниями и умениями. Возрастает число конфликтов. Высший менеджмент на этом этапе меняется, приходят свежие люди, которые хотят нейтрализовать спад.

Для этого этапа характерны:

  • понижение спроса, меняющее формы конкурентной борьбы;
  • проблемы с поставщиками ресурсов;
  • акцентирование на соотношении цены и качества;
  • увеличение сложности управления активами;
  • проблемы с созданием новых товаров;
  • понижение прибыли.

На этом этапе необходимо резко корректировать стратегию, провести изменения в структуре управления и в самой организационной структуре.

Конкурентное поведение компании

Определение 2

Конкурентное поведение компании - это совокупность действий, предпринимаемых организацией по отношению к своим конкурентам в процессе реализации своих интересов.

Существуют три базовых типа конкурентного поведения:

  1. креативное,
  2. приспособленческое,
  3. обеспечивающее.

Креативное конкурентное поведение — это разработка новых видов и направлений деятельности компании – новый продукт, дизайн. Этот вид поведения применяется, как правило, в инновационной сфере деятельности.

Приспособленческое конкурентное поведение – это копирование идей конкурентов с и их модернизация для поддержания своего предприятия. Этот вид поведения применим в разных ситуациях – при постановке на поток разработок и успешно реализованных инноваций крупными предприятиями, или мелкими и средними компаниями, которые не стремятся занимать лидерские позиции в своем сегменте рынка.

Обеспечивающее конкурентное поведение - это стремление удержать достигнутых компанией позиций путем нишевой специализации данного предприятия. Этот вид поведения применяется как правило лидерами узких ниш - компаниями, которые не практикуют глубокую диверсификацию своей деловой активности.

Дата написания статьи: 26.11.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot