Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Признаки старения организаций и особенности управления стареющими организациями

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Признаки старения организаций и особенности управления стареющими организациями
Содержание статьи

Сущность жизненного цикла организации

Определение 1

Жизненный цикл организации – это стадии развития предприятия, через которые оно проходит за все время своего существования.

Концепция жизненного цикла организации рассматривается в рамках менеджмента. Он включает в себя следующие стадии:

  1. Зарождение и становление. Фирма создается и выходит на рынок, являясь на нем новичком.
  2. Рост характеризует заполнение компанией выбранного сегмента на рынке.
  3. Зрелось описывает положение, при котором фирма стремится удержаться на рынке, получая доход от выбранного сегмента.
  4. Старость. В этот период компания постепенно теряет свою позицию на рынке, не выдерживает конкуренции с новичками.

Зарождение фирмы начинается с идей, выдвигаемых индивидами, обладающими предпринимательскими навыками. Не каждый человек наделен необходимыми психологическими и интеллектуальными способностями для этого. Считается, что появление предпринимателей в обществе является спонтанным. Чтобы занять положение на рынке предприниматель ищет партнеров для сотрудничества – поставщиков, сбытовые организации, потребителей. Длительность существования предприятия зависит от множества факторов. Сюда можно отнести организацию производственной деятельности, отлаженность внутренних технических и технологических процессов, финансовую независимость, поддержание конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Стоит отметить, что длительная устойчивость предприятия должна обеспечиваться посильным участием всех вовлеченных в ее деятельность лиц. Укрепившись на рынке, предприятие переходит к быстрой фазе роста, когда растут все его показатели. В этот период выстраиваются лояльные отношения с покупателями в расчете на долгосрочное сотрудничество. Далее фирма стремится к стабилизации и укреплению своего положения на рынке. Она получает стабильную прибыль, но находится в постоянном поиске новых идей и инвестиции для удержания позиции. В этот период компания может занять лидирующее положение на рынке.

Замечание 1

Если предприятие в силу различных причин теряет свою конкурентоспособность, это приводит его к фазе старения.

Признаки старения организации

Старение еще называют периодом упадка. В это время происходит замедление структурных изменений и роста. Предприниматели могут придерживаться политики диверсификации рынков, продукции, исследовать новые потребности и подстраиваться под них. Спад характеризуется постепенным сокращением объема сбыта, уменьшением прибыли. Наступает стадия старения. Ее основными характеристиками являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Высокая текучесть кадров.
  • Нарастание внутренних конфликтов.
  • Централизация.

Предприятие вступает в противоречие с текущей конъюнктурой рынка. Перекос внутренней и внешней информации приводит к непониманию трендов. Базовое представление о положении компании не соответствует реальности, что ведет к неэффективности стратегии и тактики. Накапливается дезинформация, что ведет к разрыву в формировании знания. Разрозненные данные никак не структурируются для того, чтобы выработать новую стратегию поведения.

Переход организации от стадии к стадии связан с накоплением определенных организационных проблем. В этот период важно проанализировать природу существующих проблем. Правильность аналитического исследования позволит принять эффективные управленческие решения, в противном случае наступит фаза спада и старения.

Период старения еще не означает окончания функционирования предприятия. Цель руководства в этот период – сохранение уже имеющихся результатов. Важно выстроить доверительные отношения с персоналом, мотивировать его оставаться в компании различными методами, например, участием в прибыли.

Особенности управления стареющими организациями

Очевидным способом прогнозирования старения предприятия является анализ финансовой отчетности. Однако, финансы показывают уже сформировавшиеся проблемы, которые могут накапливаться еще с периода юности. Чтобы вовремя отследить накапливающиеся проблемы, необходимо анализировать социальные отношения, диспропорции в организационной культуре. Лучше всего использовать экспертную оценку, так как вовлеченный в социальный процесс руководитель не сможет провести независимое исследование.

Сигналами к принятию действий по регулированию работы предприятия могут стать:

  1. Игнорирование реальности.
  2. Необоснованное завышение цен.
  3. Покупка других компаний.
  4. Предприятие само может стать объектом поглощения.
  5. Ожидание, что внешние факторы изменятся.
  6. Неготовность к изменениям.
  7. Внутренняя напряженность среди сотрудников.
  8. Склонность к формализации всех процессов.

Когда компания начинает стареть, управление придерживает решений в рамках антикризисной политики. Антикризисные меры могут применяться даже тогда, когда в судебном порядке было принято решение о банкротстве предприятия. В начальной стадии банкротства назначается временный управляющий, который принимает меры сохранности имущества, проводит анализ финансового состояния, определяет признаки искусственного банкротства. В это период могут проводиться мероприятия по финансовому оздоровлению компании. Если процедура банкротства началась, то выравнивание финансового положения проводится с участием кредиторов. Управляющий не может принимать решения без их согласия. В случае неудовлетворенности кредиторов проводимой политикой судом может вводится мера внешнего управления.

Еще до этапа банкротства могут проводиться мероприятия антикризисного менеджмента. Они направлены на отслеживание финансового и экономического положения компании, разработки норм и принципов формирования целостной и прозрачной информации. Так же вносятся изменения в маркетинговую, кадровую политику, в управление себестоимостью и расходами предприятия. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности и управлению отношений с контрагентами. Это необходимо для извлечения собственных финансовых доходов для поддерживания жизнедеятельность предприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис