Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бюджеты: функции и этапы составления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Бюджеты: функции и этапы составления
Содержание статьи
Определение 1

Бюджетирование – это технология финансового управления расходами и доходами, которые получены от ведения бизнеса, позволяющая анализировать планируемые и фактически полученные финансовые показатели.

Цели и задачи бюджета

Бюджет является финансовым документом, в систематизированной форме представляющим плановое значение статей бюджета на заданном отрезке времени.

Замечание 1

Бюджет в упрощенном понимании представляет собой финансовый план организации.

Основными задачами бюджетирования можно назвать:

  1. определение информационной базы для проведения финансового анализа;
  2. переход системы планирования от физических и натуральных единиц измерения к финансовым показателям;
  3. повышение финансовой обоснованности принимаемых менеджерами решений;
  4. рост эффективности управления активами (материальными и нематериальными) и ответственности руководителя за находящиеся в их распоряжение активы и ресурсы (превышение лимита товарных запасов, просрочку оплата товарного кредита);
  5. анализ инвестиционной привлекательности каждой сферы хозяйственной деятельности в отдельности;
  6. повышение прозрачности финансового менеджмента компании для собственников, инвесторов, кредиторов;
  7. стимулирование финансовой дисциплины каждого структурного подразделения;
  8. обоснование расходования нефинансовых и финансовых ресурсов для уточнения направлений инвестиций и реструктуризации бизнеса.
Замечание 2

Бюджетирование направлено на эффективную организацию процессов управления предприятием, децентрализацию системы финансового управления, на обеспечение связи стратегии и оперативной деятельности компании, на максимальную эффективность использования ресурсов предприятия.

Функции бюджета связаны с его основными свойствами. Распределительная функция подразумевает формирование централизованного фонда средств. Перераспределительная функция фигурирует на стадии формирования расходов и доходов бюджета. Через регулирующую и стимулирующую функцию проявляются инструменты для стимуляции экономики и инвестиций, повышающие производственную эффективность предприятия. От функции планирования зависят цели и задачи бюджетной политики, а также пути, по которым они достигаются. Контрольная функция взаимодействует с распределительной функцией бюджета и обуславливает обязательность и возможность исполнения бюджета.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы составления бюджетов

Среди принципов системы бюджетирования можно назвать:

  1. Отличие финансовой структуры от организационной. Сформированные центры учета должны владеть разработанными критериями для оценки их эффективности деятельности. После разработки данной структуры руководство предприятия выявляет число уровней сбора информации и формирует график бюджетирования для всех центров учета.
  2. Непрерывность, или скольжение – составление бюджета развития на стратегический плановый период планирования (например, 5 лет) с учетом еще одного периода продолжительностью в четыре квартала. Этот период планирования всегда выдерживается: по завершении одного квартала к последнему кварталу необходимо прибавить еще один для того, чтобы вновь сформировать бюджет. Благодаря скользящему бюджету можно учитывать изменения внешней среды (инфляции, спроса на продукцию, рыночной ситуации), а также скорректировать план согласно уже достигнутым результатам.
  3. Обязательность исполнения бюджетов, подразумевает обязательный и строгий порядок исполнения бюджета, однако должен функционировать регламент изменения бюджета.
  4. Индикативное и директивное планирование подразумевает, что на ближайший квартал бюджет становится директивным планом, а на год - индикативным. После корректировки, согласования и утверждения бюджет должен из «предварительной» стадии переходить в «обязательную» стадию.
  5. Единство стандартов, методики заполнения бюджета, единство сроков представления бюджетов.
  6. Детализация и прозрачность информации.

Основные этапы составления бюджета

На каждом этапе процесса бюджетирования определяется срок выполнения, назначается ответственный исполнитель и форма представления итоговых результатов. Основные этапы составления бюджета:

  1. Определение краткосрочной цели предприятия на прогнозируемый период.
  2. Доведение до ответственных лиц обозначенных краткосрочных целей.
  3. Формирования системы бюджетов на предприятия.
  4. Утверждение разработанной системы бюджетов.
  5. Реализация утвержденного руководством бюджета.
  6. Систематизация, анализ и обработка фактических данных, полученных при исполнении бюджетов;
  7. Корректировка краткосрочной цели и/или отдельного бюджета предприятия в случае такой необходимости.

Условно процесс бюджетирования можно разделить на два элемента: формирование операционного бюджета и формирование финансового бюджета.

Формирование бюджета подразумевает последовательную реализацию этапов:

  1. формирование отдельных бюджетов для всех функциональных подразделений.
  2. анализ соответствия бюджета краткосрочным целям, оценка согласованности бюджетов в разрезе подразделений.
  3. формирование бюджетов по центрам ответственности.
  4. формирование бюджетов в разрезе производственных отделов и подразделений, как для отдельных центров ответственности с учетом расходов, необходимых для деятельности конкретных подразделений.
  5. расчет прогнозируемой эффективности по центрам ответственности и возможности корректировки их бюджетов.
  6. составление консолидированного финансового бюджета предприятия на основе первоначальной системы бюджетов по центрам ответственности.
  7. финансовый анализ (финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость) для оценки будущего финансового состояния предприятия.
  8. оценка степени соответствия итоговых финансовых результатов основным задачам предприятия по показателям чистой прибыли, маржинального дохода, рентабельности, объема продаж и др.
  9. корректировка сформированных бюджетов и ключевых целей предприятия на планируемые периоды деятельности.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис