Концепция жизненного цикла
Процессы производства протекают во времени, у них есть начало и конец. Как и процессы, так и товары, технологии проходят через стадии, в совокупности определяющих жизненный процесс. Под жизненным циклом товара понимают промежуток времени, в течении которого создается, выпускается и используется данный продукт.
Жизненный цикл не быстротечен, поскольку состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. К ним относятся:
- зарождение;
- рост;
- зрелость;
- отмирание.
Спустя время продукт перестает быть привлекательным, популярность значительно снижается, а производители больше не видят в продукте рентабельности. Поэтому продукт нуждается в регулярном совершенствовании, внедрении изменений. Если производители видят, что изменения, происходящие с продуктом, более бессмысленны, то происходит замена старого продукта на новый. Новый может обладать схожими характеристиками и показателями, но вместе с тем является новым в оболочке и содержании. Концепция жизненного цикла выступает в качестве значимого момента в процессе планирования и реализации инновационного проекта. Новые процессы - это и новые риски, которые требуют особого внимания со стороны разработчиков. Ни один современный процесс не является идеальным, поскольку разработчики постоянно сталкиваются с противоречиями, нуждаются в трансформациях и изменениях, предлагают новые подходы к решению поставленных вопросов.
Значение концепции выражается в нескольких характеристиках. Во-первых, согласно концепции требуется регулярный мониторинг рынка, отдельных сегментов. Благодаря мониторингу складывается представление о текущем положении дел в компании и, соответственно, эксперты могут прогнозировать и предвидеть ситуации в будущем. Во-вторых, необходима регулярная деятельность по планированию производственного процесса и созданию новых продуктов. Но создать новинку недостаточно - важно, чтобы она пользовалась популярностью среди пользователей. Соответственно, изучается потребительский рынок, выявляются
Концепция является основой процессов планирования и контроля за инновациями. Контроль так же, как и анализ, позволяет понять перспективы развития новинки, пик развития и время окончания существования инновации. Поэтому к этапам жизненного цикла эксперты относятся внимательно, изучают взаимосвязи, взаимозависимости и изменения, которые приводят к смене положения инновации в иерархии потребительских потребностей. Далее будут подробно рассмотрены этапы жизненного цикла инноваций и определены тенденции развития новинки от появления идеи до затухания интереса к товару или услуге.
Этапы жизненного цикла инноваций
Жизненный цикл, как уже было отмечено ранее, состоит из этапов.
Первый этап - инновация только зарождается. Происходит производство, выпуск и последующая реализация открытия или идеи, которая ранее не существовала. Процесс после начинает самостоятельно функционировать, а производители выступают в роли сторонних наблюдателей. Опыт показывает, что стадия зарождения инновации - это самая сложная и главная стадия, поскольку перспективы развития и прибыльность как показатели зависят от важности изобретения, необходимости и сферы использования. На начальных этапах подразумевается наличие больших затрат, поскольку предприятие делает большой вклад в работу изобретения и все предпринимает возможное, чтобы изобретение получило признание и стало популярным, а значит и ресурсы вернулись в виде дохода.
Второй этап - рост инновации. Когда продукт становится интересным покупателям, он находит пользователей. Происходит переход на следующий этап - этап роста. Прибыль достигает периода окупаемости, а нередко именно за счет инновации компания становится одним из лидеров среди остальных производителей и бизнес-корпораций. Продолжительность периода определяется тем, в течение какого времени продукт продолжает пользоваться спросом. Затем происходит насыщение рынка, и продукт может перестать быть популярным. На этапе роста инновации от разработчиков и создателей требуется осуществлять мероприятия по продвижению и маркетингу. Благодаря мероприятиями продукт как можно дольше продержится в ТОПе.
Третий этап - этап зрелости характеризуется тем, что рынок достигает максимального уровня перенасыщения продуктов. Рост объема продаж прекращается, поскольку объем достиг предела. Продажи стабильны и обеспечивают необходимую прибыль. Рост продаж обеспечивается либо небольшим потоком новых клиентов, либо увеличением объемов закупаемого продукта постоянными клиентами. Насыщение рынка ряд экспертов выделяют в качестве дополнительного этапа. Характеризуется насыщение уменьшением объема продаж, соответственно прибыль также снижается. Спрос на продукт снижается из-за неконкурентоспособности. Но когда бизнес заинтересован, то ресурсы и силы направляются на возрождение инновации. Дело в том, что многие компании создают один новый продукт, и поэтому могут в течение длительного времени поддерживать его, возрождать, совершенствовать. Но рано или поздно продукт становится неконкурентоспособным, и наступает последняя стадия.
Четвертый этап - отмирание. Непривлекательность продукта выражается в старомодности, недостаточной функциональности, да и в целом на рынке появляются схожие товары, но набор функций и возможностей у них намного лучше. На стадии отмирания инновации бизнес-компании выбирают дальнейшую стратегию. Например, ориентируются на то, чтобы выпускать схожий товар, но с современными и улучшенными технологиями и показателями, представляют новинки в смежной области. Феномен инноваций состоит в том, что товары и услуги могут со временем терять популярность, и одновременно могут через несколько лет возвращаться и приобретать гораздо больший успех, восстанавливая прибыль разработчиков и производителей.