Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление инновационной деятельностью предприятия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Управление инновационной деятельностью предприятия
Содержание статьи

Понятие инновационной деятельности предприятия

Определение 1

Управление инновационной деятельностью предприятия – это целенаправленный процесс, ориентированный на повышение эффективности деятельности предприятия в сфере разработки и применения инноваций.

Само понятие «инновация» простыми словами можно определить как нечто новое. Это определение пригодно для бытового понимания, на научном уровне познания следует оперировать более четкой терминологической базой.

В настоящее время слово «инновация» можно употреблять и применительно к новому продукту, и к новой технологии, и к новой системе управления, и к новым рынкам сбыта. При этом оно используется в двух основных значениях:

  • как процесс,
  • как результат этого процесса.

Если говорить о результате процесса, то под инновацией можно понимать нововведение, нацеленное на усовершенствование деятельности компании, предприятия, фирмы, организации или другого субъекта, обеспечивающее создание новой технологии, товара или услуги. В случае коммерциализации инновации созданная технология, товар или услуга должны быть пригодны для вывода на рынок.

Определение 2

Инновация – это финальный результат инновационной деятельности, который обретает воплощение в виде усовершенствованного или нового технологического процесса, применяемого на практике, усовершенствованного или нового продукта, внедренного на рынок, или нового подхода к социальным услугам.

Характеристики инновации как результата:

  • инновация может представлять собой как материальный, так и нематериальный объект – это может быть и продукт, и процесс, и технология, и услуга;
  • инновация может выражаться как в создании чего-то принципиально нового, так и в совершенствовании имеющегося (улучшение потребительских свойств товара, снижение затрат при реализации процесса, повышение эффективности);
  • инновация должна быть применима (пригодна для внедрения),
  • инновация должна приносить результат (экономический, социальный или иной эффект от внедрения).

Готовые работы на аналогичную тему

Если рассматривать инновацию как процесс, то она должна быть ограничена определенными рамками. Эти рамки носят как организационный (фирма-создатель, занимающаяся внедрением организация, использующий разработку потребитель), так и хронологический характер.

Жизненный цикл инновации в управлении инновационной деятельностью предприятия

Все процессы, с которыми сталкивается человек, происходят во времени. У каждого процесса есть начало, период движения вперед и завершение. Процесс может быть разделен на стадии, представляющие в своей совокупности стадии жизненного цикла – по аналогии с жизнью человека.

Определение 3

Под циклом понимают взаимосвязанные явления, процессы, работы, которые образуют законченный круг развития, осуществляемый в течение временного промежутка.

Жизненный цикл инновации – это период, на протяжении которого она имеет активную жизненную силу и приносит выгоду (прибыль или иной эффект) производителю или продавцу. В современной инноватике жизненный цикл представляется как разновидность экономического цикла.

По своей длительности жизненный цикл инновации совпадает с продолжительностью инновационного процесса. В нем могут быть выделены следующие стадии:

  • разработка,
  • освоение производства,
  • начало использования.

Возможен и другой – более широкий - подход к выделению стадий жизненного цикла продуктовой инновации:

  • создание инновации,
  • внедрение (выход на рынок),
  • рост,
  • зрелость (замедление роста),
  • упадок (снижение объемов продаж).

В таком случае в жизненный цикл включаются не только первые этапы практического использования инновации, но и период ее активного распространения и утраты инновационности.

На этапе создания производится комплекс работ, приводящий к трансформации результатов прикладных и фундаментальных исследований научного характера в образцы изделий (проектов).

Собственно созданию инновации предшествует ее зарождение, когда производятся научно-исследовательские разработки и начинаются опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки. Непосредственно создание объединяет завершение опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок, создание и тестирование опытных образцов. На этой же стадии производится адаптация инновации на рынке и оценка условий включения ее в экономический оборот.

Созданная инновация внедряется. Сам процесс внедрения существенно зависит от характера инновации. Если речь идет об инновационном товаре (услуги), возрастает роль маркетинга. Вложения во внеоборотные активы замедляются (производственная база к этому моменту в общем и целом сформирована), происходит формирование инфраструктуры продаж – транспортной и складской логистики, дилерской сети. Активизируются исследования рынка. Возрастают оборотные активы в части незавершенного производства (до достижения стабильной величины), запасов готовой продукции. На стадии внедрения производителю приходится обучать потребителя использованию продукта.

Внедрение сменяется ростом. Популярность продукта растет, объем сбыта увеличивается. Именно на этом этапе, протекающем в сфере материального производства, создается материально-вещественный базис цикла. Производители могут производить разработки модификаций изделий исходя из дифференциации потребительского спроса. Могут вноситься незначительные усовершенствования по дизайну, удобству пользования, функциям.

Переход к этапу зрелости характеризуется разработкой оригинальных модификаций продукта, имеющих отличия от аналогов, производимых другими фирмами. Если технологическая база не меняется, расширение номенклатуры ограничено. Норма прибыли постепенно снижается, усиливается борьба за сокращение издержек производства. Рынок стабилизируется, конкуренты перенимают технологические решения, продукция стандартизируется. В период зрелости компании часто продают нематериальные активы – неисключительные права (продолжая самостоятельно их использовать), торговые марки, ноу-хау. Оборотные фонды стабилизируются.

Постепенно продукция морально устаревает – появляются новые разработки, более совершенные и имеющие большую потребительскую ценность. Спрос снижается, объем продаж уменьшается. Начинается упадок.

Конкретная длительность жизненного цикла продукта зависит от сферы, в которой он реализован. Общей тенденцией является сокращение этого периода.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис