Американская модель управления
Зарубежный опыт управления – это разные подходы к науке и практике управления.
Основными моделями управления являются:
- американская,
- японская,
- европейская.
В основе американской модели лежит формирование «профессионального менеджера». Американский стиль управления складывался на основе таких особенностей развития общества, как:
- отсутствие феодальных пережитков,
- освоение территорий честолюбивыми, энергичными и изобретательными иммигрантами.
К важнейшим чертам американского стиля управления относятся:
Организаторские способности,
Деловитость, которая проявляется в таких человеческих качествах, как настойчивость, целеустремленность, умение довести начатое дело до конца. Именно под действием этой черты в американской модели управления была разработана концепция управления по целям. Другими проявлениями можно считать ясность и краткость слова, единство слова и дела. Американская деловитость тесно связана со стремлением к доходу, выгоде. Это породило три деловых правила:
- делай то, что окупается, приносит доход;
- выбирай эффективные средства достижения целей;
- умей находить и использовать необходимые ресурсы.
Развитость «индустрии совершенствования» управленческих способностей, обеспечение компетентности персонала. Эта черта повлияла на формирование американской системы подготовки и повышения квалификации сотрудников. Можно выделить четыре основных разновидности организаций, входящих в эту систему:
- школы бизнеса (школы управления), занимающиеся вопросами подготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов по разным направлениям.
- отделения и факультеты в высших учебных заведениях. Именно в США началось обучение в рамках системы высшего образования специалистов по управлению – менеджеров,
- профессиональные общества, например, Американская ассоциация менеджмента, Ассоциация развития менеджмента, Американская ассоциация подготовки и совершенствования персонала и другие,
- консультативные фирмы, которые могут организовывать собственные учебные центры, проводить семинары и лекции для сотрудников компаний-клиентов.
Японская модель управления
Японский менеджмент – в отличие от американского – строится на идеях коллективизма, отсутствии жестких структур управления и минимизации персональной ответственности и индивидуального учета производительности.
В японском управлении можно выделить шесть важнейших признаков:
- создание обстановки доверительности и гарантия занятости. Для Японии характерна стабильность трудовых ресурсов и низкая текучесть кадров. Стабильность является важным стимулом для работников, она способствует формированию чувства корпоративной общности, гармонизации отношений между руководством и рядовыми сотрудниками,
- ценности корпорации и гласность. Все работники на всех уровнях управления пользуются общей информационной базой по вопросам политики и деятельности фирмы. Благодаря этому развивается атмосфера общей ответственности и участия, что способствует повышению производительности,
- управление основано на информации. Особое значение придается сбору сведений и их систематическому использованию в целях повышения экономической эффективности, качества продукции,
- управление ориентировано на качество. Огромное внимание уделяется контролю качества. Широко используются кружки качества,
- руководители постоянно присутствуют на производстве. Это позволяет быстро справляться с затруднениями, оперативно содействовать решению возникающих проблем,
- поддержание порядка и чистоты. Это влияет на качество продукции и производительность.
Европейская модель управления
Европейская модель управления более лояльна к работникам, чем японская и американская. Ключевые положения европейской модели:
- заинтересованность в деле, добровольное жертвование временем, силами, нацеленность на успех;
- доверительные отношения с подчиненными и внутри коллектива;
- продуманная система поиска, подбора и отбора персонала,
- грамотно выбранный стиль коммуникации;
- самостоятельность предприятия в финансовых и производственных вопросах;
- высокая квалификация сотрудников, знание нюансов профессии;
- четкое определение сферы ответственности для каждого работника;
- четкость экономических отношений;
- жесткость административной системы.
Особенности российской модели управления
У российской деловой культуры и этикета есть отличия от принятых в других странах. Современный российский менеджмент сложился за небольшой период времени, поэтому он не имеет большого опыта корпоративной и управленческой культуры. Среди особенностей можно отметить (по сравнению с советским периодом):
- повышение роли личности,
- развитие индивидуализма и учета индивидуального вложения в общую деятельность.
В то же время многие руководители отличаются жестким авторитаризмом, единоличием в принятии решений (сильной централизацией власти) и преобладанием административных методов управления. Именно административные методы обеспечивают авторитет власти, дают мощный толчок для решения задач и достижения целей.
Молодое поколение управленцев имеет специальное образование, чаще всего – основанное на западном опыте и принципах ведения бизнеса. В то же время старшее поколение (особенно в провинции) сохраняет специфичный менталитет.
Для россиян предпочтительная строгая иерархия управления, готовность работать в команде. Общение между руководителями и подчиненными носит сильно формализованный характер. В то же время важную роль играют личные отношения, родственные связи. Многие решения (в том числе на высшем уровне) принимаются «за закрытыми дверьми». Процесс переговоров строится по модели «выиграл-проиграл», а не поиска компромиссов. Наблюдается преобладание тактических, а не стратегических целей.