Предпосылки формирования менеджмента как науки
Зарождение теории менеджмента и подход к теории управления с позиции классических школ – это исторический аспект формирования менеджмента как науки, изучение ранних этапов развития концепций управления.
Управление стало следствием общественного разделения труда. Еще на заре зарождения цивилизаций, в рамках общинно-племенного строя, стали появляться вожди. Поэтому о существовании управленческой практики можно говорить начиная с древнейших времен. Другое дело – наука управления, менеджмент. Ее появление датируется концом XIX-началом XX века. Но наука не возникла на пустом месте, на протяжении тысячелетий складывались предпосылки для нее.
Труд человека всегда носил осознанный характер и был в той или иной степени организованным. Ежедневные действия общины согласовывались, поступки одних членов племени подчинялись воле других. По мере развития цивилизации управленческие процессы становились все более сложными. Те, у кого лучше получалось управлять, превращались в жрецов, фараонов, советников, министров. Особенностями таких управленцев было:
- воплощение власти и мудрости,
- владение богатствами в пределах собственного общества.
Цивилизованный менеджмент стал формироваться в античности. В Древней Греции сложилась благоприятствующая этому экономическая база – множество небольших семейных предприятий, имеющих хозяйственную самостоятельность.
Первые управленческие революции произошли на Древнем Востоке:
- религиозно-коммерческая свершилась примерно за пять тысяч лет до нашей эры. После того, как в Древнем Шумере появилась письменность, выделился слой жрецов-бизнесменов, занимающихся торговыми операциями, деловой перепиской и коммерческими расчетами,
- светско-административная, датируемая 1792-1750 гг. до н.э. Вавилонский царь Хаммурапи издал свод законов, который – среди прочего – регулировал отношения между разными социальными группами. За счет этого сформировался светский стиль управления,
- производственно-строительная, произошедшая в 605-562 гг. до н.э. Навуходоносор II сделал многое для объединения контроля за производственной и строительной деятельностью с государственным управлением,
- индустриальная, относящаяся к XVII-XVIII векам. Европейская цивилизация начала индустриализироваться, зародился капитализм, вследствие чего управление отделилось от капитала (от собственности), началось формирование слоя профессиональных управленцев,
- бюрократическая, произошедшая в конце XIX – начале XX века. Ее теоретической базой стала концепция рациональной бюрократии. В результате сформировались крупные иерархические структуры, управленческий труд разделился, сложились стандарты и нормы, были сформулированы должностные обязанности и ответственность менеджеров.
Классическая школа управления
Представителями школы классического управления были в основном руководители высшего эшелона, работавшие на крупном производстве:
- Линдал Урвик,
- Анри Файоль,
- Джеймс Д. Муни,
- Лютер Гьюлик,
- Альфред П. Слоун и другие.
Появление этой школы ознаменовалось тем, что началось исследование процессов улучшения управления в масштабах организации в целом – раньше внимание концентрировалось на том, чтобы повысить эффективность труда на более низких уровнях.
Классическая школа рассматривала организации с позиций широкой перспективы, стремилась выявить общие закономерности и свойства. Исходной точкой школы стала возможность достичь успеха при соблюдении сформулированных принципов. Адепты школы классического управления в качестве общеприменимых рассматривали два аспекта менеджмента:
- касающийся рациональной организации структуры управления,
- касающийся построения разумной системы, представляющей собой бюрократическую модель.
А. Файоля принято называть отцом научного менеджмента. Он развивал классическое направление исходя из личного опыта руководства горнодобывающей компанией. Файоль интересовался организациями в целом и общими процессами управления – до него эти вопросы не поднимались. Менеджмент он определял как совокупность функций, которые, в определенной степени, выполняют даже рядовые рабочие.
Деятельность всех организаций А. Файоль подразделял на следующие ключевые направления:
- техническое, т.е. непосредственно производство,
- коммерческое (приобретение необходимых для производства ресурсов и продажа изготовленной продукции),
- экономическое, связанное и привлечение, сохранением и эффективным использованием денежных средств,
- бухгалтерское, состоящее в статистическом наблюдении, инвентаризации, составлении отчетности,
- административное, оказывающее воздействие на работников,
- защитное в части вопросов жизни, собственности и личности сотрудников.
Каждое из направлений необходимо для осуществления управления, представленного процессами:
- планирования,
- организации,
- координации,
- мотивации,
- контроля.
Файоль разработал 14 основных принципов, соблюдение которых способствует достижению компанией успеха. По мнению исследователя эти принципы могли бы быть применены не только в коммерческих структурах, но и армии, властных структурах и т.д. – то есть в любой административной деятельности. Он утверждал, что эти принципы должны быть адаптивными, эластичными, гибкими, поскольку управление представляет собой отказ от догм и безусловности. В каждом конкретном случае нужно принимать во внимание обстоятельства, представленные множеством факторов. Очевидно, что этот подход не утратил актуальности и сегодня.
В то же время классическая школа имела и недостатки. Так, на статус сотрудников и их вознаграждение влияли не результаты личного труда, а их позиция в «табели о рангах». Классики упускали аспект индивидуальной мотивации и целеполагания, увязку их с организационными целями. Это приводило к неуправляемости поведения работников.