Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ

Предпосылки формирования менеджмента как науки

Зарождение теории менеджмента и подход к теории управления с позиции классических школ – это исторический аспект формирования менеджмента как науки, изучение ранних этапов развития концепций управления.

Управление стало следствием общественного разделения труда. Еще на заре зарождения цивилизаций, в рамках общинно-племенного строя, стали появляться вожди. Поэтому о существовании управленческой практики можно говорить начиная с древнейших времен. Другое дело – наука управления, менеджмент. Ее появление датируется концом XIX-началом XX века. Но наука не возникла на пустом месте, на протяжении тысячелетий складывались предпосылки для нее.

Труд человека всегда носил осознанный характер и был в той или иной степени организованным. Ежедневные действия общины согласовывались, поступки одних членов племени подчинялись воле других. По мере развития цивилизации управленческие процессы становились все более сложными. Те, у кого лучше получалось управлять, превращались в жрецов, фараонов, советников, министров. Особенностями таких управленцев было:

  • воплощение власти и мудрости,
  • владение богатствами в пределах собственного общества.

Цивилизованный менеджмент стал формироваться в античности. В Древней Греции сложилась благоприятствующая этому экономическая база – множество небольших семейных предприятий, имеющих хозяйственную самостоятельность.

Первые управленческие революции произошли на Древнем Востоке:

  • религиозно-коммерческая свершилась примерно за пять тысяч лет до нашей эры. После того, как в Древнем Шумере появилась письменность, выделился слой жрецов-бизнесменов, занимающихся торговыми операциями, деловой перепиской и коммерческими расчетами,
  • светско-административная, датируемая 1792-1750 гг. до н.э. Вавилонский царь Хаммурапи издал свод законов, который – среди прочего – регулировал отношения между разными социальными группами. За счет этого сформировался светский стиль управления,
  • производственно-строительная, произошедшая в 605-562 гг. до н.э. Навуходоносор II сделал многое для объединения контроля за производственной и строительной деятельностью с государственным управлением,
  • индустриальная, относящаяся к XVII-XVIII векам. Европейская цивилизация начала индустриализироваться, зародился капитализм, вследствие чего управление отделилось от капитала (от собственности), началось формирование слоя профессиональных управленцев,
  • бюрократическая, произошедшая в конце XIX – начале XX века. Ее теоретической базой стала концепция рациональной бюрократии. В результате сформировались крупные иерархические структуры, управленческий труд разделился, сложились стандарты и нормы, были сформулированы должностные обязанности и ответственность менеджеров.
«Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классическая школа управления

Представителями школы классического управления были в основном руководители высшего эшелона, работавшие на крупном производстве:

  • Линдал Урвик,
  • Анри Файоль,
  • Джеймс Д. Муни,
  • Лютер Гьюлик,
  • Альфред П. Слоун и другие.
Замечание 1

Появление этой школы ознаменовалось тем, что началось исследование процессов улучшения управления в масштабах организации в целом – раньше внимание концентрировалось на том, чтобы повысить эффективность труда на более низких уровнях.

Классическая школа рассматривала организации с позиций широкой перспективы, стремилась выявить общие закономерности и свойства. Исходной точкой школы стала возможность достичь успеха при соблюдении сформулированных принципов. Адепты школы классического управления в качестве общеприменимых рассматривали два аспекта менеджмента:

  • касающийся рациональной организации структуры управления,
  • касающийся построения разумной системы, представляющей собой бюрократическую модель.

А. Файоля принято называть отцом научного менеджмента. Он развивал классическое направление исходя из личного опыта руководства горнодобывающей компанией. Файоль интересовался организациями в целом и общими процессами управления – до него эти вопросы не поднимались. Менеджмент он определял как совокупность функций, которые, в определенной степени, выполняют даже рядовые рабочие.

Деятельность всех организаций А. Файоль подразделял на следующие ключевые направления:

  • техническое, т.е. непосредственно производство,
  • коммерческое (приобретение необходимых для производства ресурсов и продажа изготовленной продукции),
  • экономическое, связанное и привлечение, сохранением и эффективным использованием денежных средств,
  • бухгалтерское, состоящее в статистическом наблюдении, инвентаризации, составлении отчетности,
  • административное, оказывающее воздействие на работников,
  • защитное в части вопросов жизни, собственности и личности сотрудников.

Каждое из направлений необходимо для осуществления управления, представленного процессами:

  • планирования,
  • организации,
  • координации,
  • мотивации,
  • контроля.

Файоль разработал 14 основных принципов, соблюдение которых способствует достижению компанией успеха. По мнению исследователя эти принципы могли бы быть применены не только в коммерческих структурах, но и армии, властных структурах и т.д. – то есть в любой административной деятельности. Он утверждал, что эти принципы должны быть адаптивными, эластичными, гибкими, поскольку управление представляет собой отказ от догм и безусловности. В каждом конкретном случае нужно принимать во внимание обстоятельства, представленные множеством факторов. Очевидно, что этот подход не утратил актуальности и сегодня.

В то же время классическая школа имела и недостатки. Так, на статус сотрудников и их вознаграждение влияли не результаты личного труда, а их позиция в «табели о рангах». Классики упускали аспект индивидуальной мотивации и целеполагания, увязку их с организационными целями. Это приводило к неуправляемости поведения работников.

Дата написания статьи: 24.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot