Делегирование – это средством, при помощи которого руководителем распределяются задачи между подчиненными.
Делегирование по сути является передачей задач и полномочий, которых достаточно для решения ее, должностному лицу, на себя принимающему ответственность за решение этой задачи.
Ответственность, в свою очередь, - это обязательство выполнить задачи, стоящие перед должностным лицом, и ответить за результат перед тем, кто соответствующие полномочия делегировал. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидают выполнение конкретных требований, если он занимает конкретную должность в организации.
Ответственность не может быть делегирована без полномочий.
Полномочия - это ограниченное право пользоваться ресурсами организации и направлять усилия определенных ее сотрудников на выполнение конкретной задачи.
Полномочия делегируют должности, но не человеку, занимающему ее. Вместе с этим пока должность не занята, не имеет смысла говорить о передаче полномочий.
Концепции взаимоотношения полномочий
Существует несколько концепций процесса, с помощью которого осуществляется передача полномочий. Согласно положениям классической концепции полномочия передают от высших к низшим организационным уровням. Ч. Барнард заметил, что подчиненный может отклонить требования руководителя. На основе чего была разработана концепция принятия полномочий. В случае если подчиненный от руководителя не принимает полномочия, то передача полномочий не происходит.
С целью определения степени делегирования своих полномочий высшим руководством нижестоящему уровню управления, важно знать степень централизации или децентрализации. Степень централизации организации определяется по ряду критериев:
- по количеству принимаемых на нижестоящем уровне управления решений - чем больше решений принимает руководитель нижестоящего уровня, тем степень децентрализации больше;
- по важности принимаемых на нижестоящих уровнях решений: решения, связанные со значительными затратами материальных и трудовых ресурсов, или с новым направлением;
- последствия принимаемых на нижестоящих уровнях решений - если решение касается больше чем одной функции, то организация является децентрализованной;
- количество контроля работы подчиненных – в организации с высокой децентрализацией руководитель высшего звена не часто проверяет повседневные решения ему подчиненных руководителей, поскольку предполагает, что эти все решения правильны.
Организации, в которых высшее руководство оставляет за собой существенную часть полномочий, важных для принятия решений, называют централизованными.
Организации, в которых полномочия распределяются по нижестоящим уровням управления, называют децентрализованными. Достоинствами централизации является то, что решения принимаются теми, кто хорошо себе представляет работу организации в целом, имеет достаточно опыта и знаний. Кроме того при централизации устраняется дублирование работ, а значит происходит снижение затрат.
Недостатки централизации сводятся к следующим:
- сотрудники, принимающие решения, плохо знают конкретные проблемы и обстоятельства дела;
- достаточно много времени уходит на передачу информации;
- руководители нижестоящих уровней от принятия решений практически устранены.
Достоинства децентрализации обусловлены тем, что при этом возможно быстро принимать решения, активность руководителей среднего звена, отсутствие потребности в разработке детальных планов.
К недостаткам децентрализации относятся:
- на качестве решения сказывается недостаток информации;
- на согласование решений уходит много времени.
Классификация полномочий
Все полномочия классифицируют на линейные и штабные (аппаратные).
Линейные полномочия предаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Эти полномочия дают руководителю законное право управлять подчиненным. Делегирование полномочий определяет иерархию управленческих уровней. Процесс создания иерархии - это скалярный процесс, а результирующая иерархия - это скалярная цепь или цепь команд.
Выделяют следующие типы аппарата и соответственно штабные полномочия:
- Консультативный аппарат. При возникновении проблемы, требующей специальной квалификации, руководителем приглашаются соответствующие специалисты на постоянной или временной основе;
- Обслуживающий аппарат - отдел кадров, плановый, финансовый отделы, связи с общественностью, материально-техническое снабжение;
- Личный аппарат - разновидность обслуживающего аппарата (секретарь, помощник), который выполняет то, что требует руководитель, и при этом не обладает никакими полномочиями, но может иметь большую власть.
Аппаратные полномочия классифицируют на:
- консультативные или рекомендательные полномочия, возникающие тогда, когда руководитель обращается к консультативному аппарату за помощью. Совет специалистов не носит обязательный характер. Линейный руководитель даже может не ставить в известность специалистов о принятых решениях. В большинстве случаев это приводит к конфликтам между аппаратными и линейными работниками.
- обязательные согласования – с целью избежания конфликтов работники штабного аппарата могут быть наделены полномочиями обязательного согласования.
- параллельные полномочия имеют своей целью установить систему контроля для уравнивания власти и предотвращения ошибок.
- функциональные полномочия имеют место, когда штабные работники выступают не только как консультанты, но и выдвигают собственные предложения, которые для линейных руководителей становятся обязательными при принятии решений по некоторым вопросам.
Власть и полномочия
Очень тесно с понятием полномочий связано понятие власти. Так, полномочия определяют, что занимающее какую-либо должность лицо имеет право на действия, власть же действительно определяет, что он может делать.
В больших организациях административный аппарат может состоять из значительного количества людей. В подобных ситуациях аппарат – это подразделение с несколькими уровнями: сам аппарат имеет внутри себя линейную организацию и обычную командную цепь.
Линейная деятельность — деятельность, непосредственно связанная с созданием, финансированием и сбытом продукции, производимой организацией. Аппарат способствует выполнению ключевых функций, аппаратную деятельность нельзя назвать несущественной. Определение того, какие виды деятельности конкретно следует относить к аппаратной, зависит от целей, миссии, стратегии организации.
Специфика осуществления делегирования полномочий
Для осуществления делегирования необходимы эффективные коммуникации, данное понятие связано с мотивацией, лидерством и влиянием. Обе эти стороны имеют важное значение для достижения успеха.
У. Ньюмен выделил причины, по которым руководитель с нежеланием делегирует полномочия, а подчиненные – стремятся уклониться от дополнительной ответственности:
- заблуждение «я это сделаю лучше»;
- отсутствие способности руководить;
- отсутствие к подчиненным доверия;
- отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководителя о потенциальной опасности.
Подчиненные же могут избегать ответственности по ряду причин:
- считают, что легче что делать спросить руководителя, чем самому;
- боятся критики за совершенные ошибки;
- не имеют информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения заданий;
- много работы, чем он сделать может или он считает так;
- отсутствует уверенность в себе;
- подчиненному каких-либо позитивных стимулов дополнительной ответственности не предлагается.