Понятие операционной стратегии
Выбор операционной стратегии улучшения процессов – это определение предпочтительной альтернативы операционной стратегии, применяемой для совершенствования бизнес-процессов.
Ключевое значение для улучшения процессов имеет операционная стратегия.
Под операционной стратегией понимается определение общих приоритетов, политики, планов и мероприятий, ориентированных на повышение эффективности использования ресурсов предприятия в ходе производства конкурентоспособной продукции и оказания услуг.
Операционная стратегия тесно связана с рыночными и организационными стратегическими приоритетами компании. Она выражается в том, что руководство принимает решение по совокупности вопросов:
- выбор ключевой операционной функции,
- определение технологии,
- разработка производственных процессов и их инфраструктуры,
- создание нужных производственных мощностей,
- составление графика процессов по времени,
- определение запасов товарно-материальных ценностей,
- размещение конкретных процессов.
Операционная стратегия – это неотъемлемый элемент общей организационной стратегии. Между ними не должно быть противоречий. Операционная стратегия относится к тому же уровню управления, что и функциональные стратегии. Между ними происходит тесное взаимодействие, но именно операционная стратегия играет основную роль, поскольку она связана как с продуктами, так и с процессами и ходом их выполнения в рамках подсистем и подразделений компании.
Специфику операционной стратегии определяют следующие факторы:
- объект управления,
- процедуры формирования приоритетов на стратегическом уровне,
- организация операционной среды и системы.
Операционная стратегия отличается от общей стратегии тем, что она не может выступать в роли главного фактора выбора приоритетов и целей ведения бизнеса. К основным задачам операционной стратегии относятся:
- в отношении внешнего окружения – обеспечить адаптацию и конкурентоспособность компании,
- в отношении внутренней среды – координировать осуществляемое участниками взаимодействие для рационального ресурсопользования.
Потребители предъявляют запросы по поводу новых или существующих продуктов. Под действием этого складываются приоритеты, впоследствии превращающиеся в обязательные для операций. Операционная стратегия нужна для того, чтобы стратегические цели компании превратились в четкие рабочие требования к операциям и процессам.
Классификация операционных стратегий
Операционные стратегии можно разделить на четыре категории в зависимости от того, на какие цели они ориентированы:
Снижение затрат. Рынок обычно функционирует с использованием ценовой конкуренции. Поэтому успех предприятия во много определяется способностью произвести материальный продукт или оказать услугу с меньшими затратами (себестоимостью), чем у конкурирующих организаций. Если затраты высоки, это является фактором угрозы для предприятия; если же удается их снизить – компания получает новые возможности. Производственные затраты определяются организацией процессов, обеспечивающих функционирование перерабатывающей подсистемы, а также объемами производства и сбыта. На сбыт в основном влияют такие факторы:
- рыночное лидерство компании,
- качество производимого продукта,
- время (скорость) доставки продукта потребителю (либо оказания услуги),
- персонификация (индивидуализация) продукта в соответствии с требованиями клиента,
- способность компании быстро реагировать на происходящие в спросе изменения.
Гибкость. Под гибкостью понимают способность предприятия к манипулированию соотношением между ассортиментом (номенклатурой товаров) и объемом производства продукции, а также к освоению новых видов продуктов. Гибкость отражает скорость реакции на изменения внешней среды, способность перестроить имеющиеся операционные процессы, разработать и внедрить новые виды продукции.
Качество. Качеством называют свойства продукта или услуги с позиции потребителей. Для разных целевых потребителей продукта может требоваться разный уровень качества. Так, если высокое качество приводит к повышению цены, часть потенциальных покупателей может быть потеряна (если для них цена окажется слишком высокой). В качестве можно выделить два элемента:
- собственно качество продукции, выражающее ее потребительские свойства,
- качество процесса, которое проявляется в надежности. Надежность – это то, насколько продукт сохраняет свои свойства при использовании его потребителем. Для обеспечения надежности должны выполняться требования к конструкции изделия, соблюдаться технологии в ходе производства продукции.
Обеспечение качества тесно связано с функционированием и организацией операционной системы с ее подсистемами, а также определяет их содержание. В основывающихся на качестве стратегиях внимание уделяется не только контролю качества конечного продукта или готовой услуги, но и качеству применяемых ресурсов, качеству процессов и операций на протяжении всех производственных этапов: закупки, производства, сбыта и сервисного обслуживания. Качество играет столь существенную роль в конкурентоспособности продукции, что даже появилось отдельное направление – менеджмент качества.
Скорость (время). Операционные стратегии в качестве основного ориентира могут выбирать сокращение времени, затрачиваемого на выполнение бизнес-процессов и операций. На первом этапе развития этого направления в фокусе было сокращение времени процессов производства. В конце XX века пришло понимание, что надежность поставок (т.е. способность компании предоставить товар или услугу четко в установленный срок) является самостоятельным конкурентным преимуществом. С этого момента все бизнес-процессы и операции стали рассматриваться с позиции уменьшения длительности цикла, что приводит к сокращению сроков оборачиваемости денежных средств и снижению затрат.