Внутренняя среда предприятия
Внешняя и внутренняя среда предприятия – это два важных компонента, определяющих функционирование любой компании.
К компонентам внутренней среды предприятия относятся организационные и технические условия работы предприятия. Они обуславливаются управленческими решениями, принимаемыми руководством организации. Цель анализа внутренней среды – определение сильных и слабых сторон в функционировании компании. Эти сведения о внутреннем потенциале позволяют использовать внешние возможности, а также смягчить внешние угрозы и обеспечить безопасность.
Анализ внутренней среды производится по следующим причинам:
- сведения о внутренней среде компании нужны для определения внутренних возможностей, потенциала, на который может опираться предприятие при достижении целей в условиях конкурентной среды,
- благодаря анализу внутренней среды можно лучше уяснить цели и задачи, стоящие перед организацией.
Важнейшие элементы внутренней среды:
- Производство (в зарубежных источниках чаще употребляется термин «управление операциями»), включающий показатели объема, структуры и темпов производства, номенклатуру выпускаемой продукции, обеспечение сырьем и материалами, поддержание уровня запасов и определение скорости их расходования, имеющийся парк оборудования и мера его эксплуатации, помещенные в резерв мощности, производственная экология, обеспечение контроля качества, торговые марки, патенты и другие нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности) и т.п.,
- Управление персоналом, в том числе вопросы количества сотрудников, их должностной и квалификационной структуры, текучести кадров, производительности труда и стоимости единицы рабочей силы, потребностей и интересов работников,
- Финансы, которые служат отражением всей производственно-хозяйственной деятельности компании. Финансовый анализ проводится для того, чтобы выявить проблемы и определить источники их возникновения на количественном и качественном уровнях,
- Маркетинг, который охватывает всю цепочку процессов планирования производства и реализации продукции, в частности: ассортимент производимой продукции, рыночные доли, каналы распределения и сбыта товаров, бюджет маркетинга и вопросы его исполнения, ценообразование, маркетинговые программы и планы, реклама и стимулирование сбыта,
- Организационная структура и методы управления, в значительной степени определяемые квалификацией, способностями и интересами высшего руководства, а также имиджем и престижем предприятия. Последние два фактора являются слабоформализуемыми.
Внешняя среда предприятия
Любое предприятие функционирует не изолированно, оно находится во внешней среде, с которой постоянно взаимодействует. Внешняя среда, с одной стороны, выступает источником ресурсов, без которых фирма не сможет функционировать, а с другой – в нее предприятие передает результаты своей деятельности.
Предприятие (и его службы) не могут контролировать факторы внешней среды, но обязаны учитывать их в своей деятельности. В частности, под влиянием событий внешней среды руководители меняют внутреннюю организационную структуру, что позволяет компании приспособиться к изменившимся условиям.
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него.
Факторы внешней среды можно разделить на две категории:
- факторы прямого воздействия, непосредственно влияющие на деятельность компании. Это поставщики ресурсов, конкуренты, трудовые ресурсы, потребители, акционеры, профсоюзы, государство,
- факторы косвенного воздействия, которые не влияют на функционирование компании прямым образом, но должны быть учтены в процессе выработки правильной стратегии.
Важнейшими факторами косвенного воздействия являются:
- политические, включая ключевые направления государственной политики, инструменты и методы ее реализации, изменения законодательной базы, международные соглашения, в которых участвует страна и т.д.,
- экономические факторы (макроэкономические факторы), в том числе темп инфляции, уровень безработицы, состояние международного платежного баланса, ставки налогов, ситуация на денежном рынке, сложившаяся в стране производительность труда и т.д. Все эти параметры по-разному влияют на компании, работающие в разных сферах. То, что для одних становится возможностью развития, для других будет выступать угрозой,
- социальные факторы – половозрастная структура населения, уровень образования, менталитет, отношение к труду, действующие традиции и обычаи, распространенная система ценностей,
- технологические факторы – их анализ дает возможность прогнозировать, как будет развиваться наука и техника, и своевременно перейти на производство продукта, являющегося технологически перспективным. Также компания должна вовремя отказаться от использования устаревшего оборудования и технологий.
При проведении анализа внешней среды предприятия сталкиваются с рядом проблем. В частности, стандартные сложности обусловлены свойствами внешней среды:
- неопределенность,
- сложность,
- подвижность,
- взаимосвязанность и взаимообусловленность факторов.
Окружение у компаний изменяется с высокой скоростью. Поэтому анализ внешней среды должен проводиться оперативно. То, что было справедливо несколько месяцев назад, утрачивает актуальность. Каждый раз предприятие сталкивается с необходимостью поиска баланса между тщательностью проведения исследования и скоростью.
При анализе внешней среды широко используются данные, собранные не самим предприятием, а сторонними организациями – в частности, органами государственной статистики. Большинство компаний просто не обладает ресурсами для проведения столь масштабных исследований, однако транснациональные корпорации проводят собственные изыскания.