Волюнтаристская теория как подход к изучению лидерства
Феномен лидерства имеет корни, глубоко уходящие в прошлое человечества. На всех этапах человеческой истории, в различных общественных формированиях существовали лидеры. Общественное сознание всегда уделяло особое внимание лидерам, рассматривая данный феномен с различных точек зрения.
В течение длительного периода времени, приблизительно до середины $XIX$ века, лидерство рассматривалось в контексте политики и субъекта лидерства. Лидер являлся главным субъектом поклонения, почитания, а также изучения и анализа. Попытки осмыслить лидерство как явление заключались в изучении характеристик лидеров.
Такой субъективный подход к изучению феномена лидерства был впоследствии назван волюнтаристской теорией лидерства. Волюнтаристская теория рассматривает лидера в качестве творца истории.
История развития волюнтаризма в теории лидерства
Осмысление феномена лидерства началось еще в древности. Античные философы уделяли лидерам того времени ключевое внимание в своих трудах, определяя в них творцов, создателей истории.
Свидетельством внимания к лидерам и роли личности в историческом пути являются труды Н. Макиавелли. По мнению Макиавелли, лидер выражает мнение всего общества, используя любые способы поддержания порядка в социуме и сохранения своего лидерства. Практические рекомендации для лидеров, предложенные Макиавелли, впоследствии часто применялись выдающимися политиками.
В конце $XVIII$ – начале $XIX$ века изучение феномена лидерства продвинулось далеко вперед, возникло множество различных теорий лидерства и объяснений. Однако и в это время существовали яркие представители волюнтаристской теории лидерства:
- Т. Карлейль,
- Р.У. Эмерсон.
По мнению Т. Карлейля, большинство людей не могло существовать без лидера, который направлял их, представляя собой божественное провидение. Эмерсон также считал, что именно лидерам принадлежат все значимые изобретения, благодаря им существуют все ключевые вехи в истории человечества. Такое понимание феномена лидерства сводится к роли личности, личностным характеристикам лидера как выдающегося человека, кардинально отличающегося от большинства людей.
Появление марксизма немного изменило волюнтаристский подход к лидерству. В рамках марксистской теории влияние лидеров было ограниченным, роль личности в истории перестала быть абсолютной и единственно значимой. Несмотря на этот факт, с точки зрения теории лидерства марксизм также рассматривал лидера как выдающегося индивида, вождя, за которым следует большинство. Это позволяет включить марксистскую теорию в волюнтаристское понимание лидерства.
Волюнтаристское лидерство Ф. Ницще
Современное волюнтаристское понимание лидерства было впервые сформулировано Ф. Ницще в конце $XIX$ века. В своих трудах Ницше создал образ сверхчеловека, высшего существа, который олицетворяет абсолютного лидера. По мнению этого прославленного философа, именно рождение таких лидеров является целью жизни всего человеческого общества.
Абсолютный лидер, в соответствии с представлениями Ницше, находится выше всего человеческого. Он обладает сверхчеловеческими характеристиками, так как для него не существует мораль. Он отличается от обычных людей, превосходя их по любым характеристикам. При этом сверхчеловек проявляет лидерские качества достаточно жестко, относясь к обычным людям снисходительно или жестоко, но обращаясь дружелюбно с равными себе. В соответствии с идеологией Ницще сверхчеловек является следующей после человеческой расы ступенью эволюции.
Такие представления о сверхчеловеке являются наиболее ярким примером волюнтаристской теории лидерства, дают представления о видении лидера того времени.