Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внешняя среда организации

Организация может рассматривать как совокупность определенных параметров, меняющихся под воздействием управленческих решений и окружающей среды. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов, которые на деятельность фирмы оказывают воздействие.

Внешняя среда делится на факторы косвенного воздействия (макросреда) и прямого воздействия(микросреда) (рис. 1).

Факторы внешней среды организации

Рис. 1. Факторы внешней среды организации

Макросреда

Макросреда включает в себя факторы косвенного воздействия, которые оказывают влияние на все организации в целом, действующие в определенной отрасли. К ним относятся факторы, которые характеризуют в целом развитие национальной экономики:

  • экономическая среда — факторы, обусловливающие развитие в национальной экономике экономических процессов ( рост ВВП, внешний долг и т. д.), влияние налоговой и бюджетной политики государства на население, инвестиционную привлекательность экономики страны, устойчивость валюты, темпы инфляции, норма налогообложения и пр.;
  • политическая среда — это те факторы, которые определяют политические процессы, стабильность законодательства в национальной экономике, политическую идеологию, политику правительства и влияют на уровень недовольства правительством в обществе;
  • технологическая среда — это те факторы, которые определяют тенденции научно-технического прогресса и с ним связанного изменения технологических основ производства;
  • социальная среда — факторы, которые определяют демографическую структуру общества и тенденции развития, обычаи, нормы и ценности населения, отношение населения к качеству жизни и работе, темпы прироста населения и пр. Социальная среда определяет во многом состояние рынка труда. Изменения в социальной среде могут оказывать существенное влияние на определенные рынки товаров и услуг.
«Внешняя среда организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для того чтобы изучать эффективно макросреду организации, необходимо создать специальную структуру в организации. Среди наиболее часто применяющихся следующие способы наблюдения: анализ опубликованных в специальных источниках материалов; участие в конференциях; анализ опыта деятельности других организаций; проведение дискуссий внутри фирмы.

Микросреда

Микросреда включает в себя те факторы, которые оказывают влияние на деятельность какой – либо организации и определяют ее конкурентоспособность по сравнению с остальными организациями, функционирующими в определенной отрасли. К факторам микросреды относятся:

  • поставщики ресурсов — это хозяйствующие субъекты, которые располагают ресурсами, необходимыми для ее эффективной деятельности организации;
  • потребители— хозяйствующие субъекты, которые испытывают спрос на предлагаемую конкретной организацией продукцию;
  • конкуренты — хозяйствующие субъекты, которые на конкретном рынке соперничают и производят продукцию, способную удовлетворить похожие потребности потенциального покупателя;
  • посредники — хозяйствующие субъекты, которые способствуют продвижению, распространению и сбыту товаров данной организации. Посредники могут обеспечивать:
  1. физическое перемещение товаров от места их производства к пункту продажи или потребления, накопление их и предпродажную подготовку;
  2. кредитную поддержку сделки или страхование риска порчи и пропажи товара;
  3. непосредственно продажу;
  4. содействие в поиске покупателей, стимулировании сбыта, рекламе и послепродажном обслуживании.
  • контактные аудитории — это такие системы и социальные группы, которые имеют потенциальный или реальный интерес к деятельности данной фирмы и могут оказывать существенное влияние на результаты ее деятельности. К ним относят:
    • государственные органы: статистики, налоговые, лицензирования, экологического, санитарного и прочих видов надзора;
    • местные органы власти;
    • общественность: союзы потребителей, профсоюзы, экологические и иные общества;
    • консалтинговые и аудиторские фирмы;
    • независимые СМИ : радио, пресса, телевидение.

    Основные характеристики внешней среды

    Основными характеристиками внешней среды являются:

    1. взаимосвязанность факторов;
    2. сложность внешней среды;
    3. подвижность среды;
    4. неопределенность внешней среды.

    Взаимосвязь факторов внешней среды — это уровень силы, с которой изменение одного из факторов влияет на остальные факторы.

    Под сложностью внешней среды подразумевается число факторов, на которые обязана реагировать организация, а также степень вариативности каждого из факторов.

    Подвижность среды представляет собой скорость, с которой в окружении организации происходят изменения. Окружение современной организации изменяется с все нарастающей скоростью. Для одних подразделений организации подвижность внешнего окружения может быть выше, а для других ниже. Организация в высокоподвижной среде должна опираться на самую разнообразную информацию для того, чтобы принимать оптимальные решения.

    Под неопределенностью внешней среды понимается соотношение между количеством располагаемой организацией информации о среде и уверенностью в точности данной информации. Чем внешнее окружение неопределеннее, тем принимать эффективные решения труднее. В таких условиях высокой неопределенности организация может применять два подхода.

    1. Адаптация к условиям внешней среды – это создание такой структуры организации, которая будет способна реагировать на все изменения во внешней среде, в которой будет производиться постоянный мониторинг изменения внешней среды. Все изменения внешней среды требуют увеличения гибкости организационной структуры, способности к экономичному и быстрому перераспределению задач и функций, решаемых определенным подразделением организации или ее отдельными сотрудниками.
    2. Воздействие на внешнюю среду предполагает реализацию мер по целенаправленному влиянию на факторы внешней среды. Среди таких мер могут использоваться следующие:
    • конкурентная стратегия как фактор рыночной борьбы;
    • реклама как способ управления спросом;
    • связи с общественностью как способ улучшении имиджа организации в обществе;
    • политическая деятельность как стремление повлиять на государство через участие в разных общественных организациях или ассоциациях, лоббирующих интересы своих членов в различных органах государственной власти.
    Вывод

    Таким образом, в рыночном хозяйстве организация находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, являющейся, с одной стороны, источником шансов приобретения прибыли и устойчивого развития, расширения рынка, а с другой — опасности и угрозы утери завоеванных позиций на рынке, падения спроса на продукцию, морального устаревания технологий, нововведения конкурентов и т. д.

    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата написания статьи: 09.02.2016
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot