Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание понятия лидерства в управлении организацией

Определение

Лидер является личностью, за которой все другие члены группы признают права брать на себя ответственность при принятии наиболее ответственных решений, затрагивающих их интересы и определяющих характер и направление деятельности группы в целом.

Лидер в организации может быть назначенным как официально, так и не занимать никаких официальных должностей, но в силу его организаторских способностей фактически руководить коллективом. Руководитель обычно назначается извне официально, а лидер, как правило, выдвигается “снизу”. При этом лидер не только ведет и направляет своих последователей, но и имеет желание вести их за собой, а последователи не просто за лидером следуют, но и хотят следовать за ним. Многочисленные исследования показывают, что способности и знания лидеров оцениваются людьми обычно существенное выше, чем соответствующие характеристики прочих членов группы. Лидеру обычно присущи определенные психологические качества, такие как: уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность и доскональное знание своего дела, умение понимать особенности человеческой психологии, организаторские способности.

Характеристики лидера организации

Ниже приведены некоторые соотношения, обнаруженные исследователями между некоторыми личностными характеристиками и лидерством.

  1. Лидер обычно обладает чуть более высоким интеллектом, чем его последователи. Претенденту на позицию лидера нельзя ни в коем случае отрываться от средних интеллектуальных уровней последователей его. Как правило, чересчур умный лидер толпой неминуемо отторгается как «далекий от народа».
  2. Мотивация власти. Большинство лидеров движимо сильнейшим желанием власти. У них повышена концентрированность на собственной персоне, заботы о престижности, честолюбие, они энергичны. Такой лидер обычно лучше социально подготовлен, проявляет большую гибкость и адаптационную способность. Способность к интригам и властолюбие помогают таким лидерам оставаться «на плаву» длительное время. Но для них явно существует проблема эффективности.
  3. Исследование исторических архивов показало, что в числе около 600 известных монархов наиболее популярными были или очень высокоморальные, или же исключительно аморальные личности. Отсюда можно сделать вывод о том, что существует два пути к популярности: надо либо быть образцом добродетели и морали либо обладать беспринципностью.
  4. Американским психологом Симонтоном собрана информация, касаемо почти ста личностных свойств всех американских президентов. Сюда включены характеристики семей, в которых они выросли, их образование, прежние занятия и непосредственно черты личности. При этом только три из рассмотренных переменных: рост, размеры семьи и количество книг, опубликованных до момента вступления в должность президентом, — имеют взаимозависимость с эффективностью президентской деятельности на своем посту, устанавливаемой по оценкам историков. Симонтон определил, что президенты США, которые выросли в небольшой семье, чаще в истории оставались великими политическими деятелями. Например, Ф. Рузвельт, которого многие историки считают одним из самых выдающихся президентов, был в семье единственным ребенком. Прочие 97 характеристик, включая личностные черты, согласно результатам проведенного исследования никак вообще не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
  5. Существует незначительная положительная зависимость между вероятностью становления человека лидером группы и его ростом. Так, почти все проводимые в США выборы выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют лишь два случая: победа Р. Никсона над Д. МакГоверном в 1972 г. и победа Дж. Картера над Дж. Фордом в 1976 г. При этом высокие президенты чаще становятся заметной исторический фигурой. Можно сказать, что у высокого человека немного больше шансов стать лидером. Но не следует забывать и того, что величайшими лидерами также были Гитлер, Наполеон, Сталин, Ленин и многие другие, которые высоким ростом не могли похвастаться.
  6. Как это ни странно, не существует многочисленных свидетельств того, что такие черты, как смелость, харизма, желание доминировать и уверенность в себе - показатели эффективности деятельности того или иного человека в качестве лидера.

Итак, в целом достаточно сложно предсказать, насколько хорош в качестве лидера будет тот или иной человек, лишь на основании его личностных характеристик. Поэтому исследователи со временем стали больше склонятся к мнению, что одни лишь черты личности рассматривать недостаточно. Важно учитывать и ситуацию, в которой данные черты проявляются. Однако, это не означает, что свойства личности не влияют вообще на шансы стать лидером. Нужно просто рассматривать в совокупности личность человека и характер ситуации, в которой он играет лидерскую роль. Согласно данной точке зрения, для того чтобы быть эффективным лидером, «великим человеком» не нужно быть. Скорее, нужно в подходящее время оказаться подходящим человеком в подходящем месте.

Итак, лидером группы может стать лишь тот человек, который способен привести группу к разрешению той или иной групповой ситуации, проблемы, задач, кто в себе несет наиболее важные для данной группы личностные черты, кто в себе несет и разделяет те ценности, которые присущи самой группе. Лидер является как бы зеркалом группы, он появляется в некоторой конкретной группе, какая группа — такая и лидер. Человек, который в одной группе является лидером, совсем не обязательно может вновь стать лидером в другой группе.

Типа лидерства в организациях

С точки зрения масштаба решаемых задач выделяют следующие типы лидерства в организациях:

  1. бытовой тип лидерства (в школьной или студенческой группе, досуговом объединении, семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, профсоюзных движениях, в разных обществах);
  3. политический тип лидерства (общественные деятели).

Существует определенная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый имеет всегда возможность выдвигаться в лидеры другого типа.

Лидер, имеющий организаторские способности, в состоянии правильно быстро оценить ситуацию, выделить задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличить осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно четко рассчитать срок решения задач. Мысли о том, что основная отличительная черта способного организатора заключается в умении оперативно находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждаются на каждом шагу.

Механизм лидерства в управлении организацией

Талант руководить людьми основывается на некотором комплексе социально-психологических свойств и качеств. Значительную роль играет любовь и доверие массы к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высокого достоинства, заслуг и полномочий, признание правильности, необходимости и результативности действий его. По сути это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность совершать действия в соответствии с установками его, ведь заставить людей идти за собой при отсутствии каких – либо средств принуждения можно только на основе доверия. И это доверие значит, что люди имеют внутреннее согласие и единение с лидером.

Структура механизма воздействия лидеров на массы зависит и от свойств последователей. Лидер находится в сильной зависимости от коллектива. Группа, имея образ идеального лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствовать ей, а с другой — от лидера требуют способности выражать интересы всей группы. Только при полном соблюдении этих условий последователи не просто за своим лидером идут, но и идти за ним желают.

В соответствии с характеристикой последователей лидером выстраиваются различные структуры воздействия на них. Такие структуры призваны обеспечить:

  1. Инициирование активности, координацию групповых действий и обеспечение ее престижа и внешних связей.
  2. Для этого необходимо отрегулировать в группе межличностные отношения, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления. Обязательным условием лидерства является обладание властью в определенных формальных или неформальных организациях самого разного уровня и масштаба - от государства или даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или общественных движений и групп. Формализованная власть лидера должна закрепляться законодательно. Но почти во всех случаях лидер имеет социальные и психологические, эмоциональные опоры в обществе или в коллективе людей, которые следуют за ним.

Дата написания статьи: 02.02.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot