Эволюция теории принятия решений
Современная наука об управлении появилась практически сразу после того, как возникли организации в их современном понимании. Они отличаются от организаций старого типа тем, что ими управляют руководители высшего и среднего порядка, а также наличием сравнительно широкого круга специалистов, которые также уполномочены принимать важные решения и «вести» предприятие к достижению поставленных целей.
Предпосылками формирования современной науки об управлении считается деятельность Ф. У. Тейлора и школы научного управления, которую он возглавлял. Их основное достижение состоит в том, что впервые управленческие функции планирования, а также анализа различных моделей производственных ситуаций были отделены непосредственно от производства. Это значит, что наконец процесс принятия решений превратился в самостоятельный управленческий акт со своими принципами, инструментами и методикой. А вот сама наука об управлении как отдельное направление появилась в начале 20 века. Началом ее интенсивного развития можно считать 1940-е годы, когда мир стоял на пороге совершенно новых открытий, появлялись предприятия и обширные производства, где управленческая составляющая являлась одной из самых основных.
В 50-60-е годы 20 века наконец была обоснована система методов принятия управленческий решений, и она получила достаточно широкое распространение. Принятие решений было переосмыслено, и теперь оно рассматривалось в качестве одной из управленческих функций. Менеджеры, которые в то время очень активно обучались и сами принимали непосредственное участие в разработке образовательных методик, были ориентированы на изучение нескольких научных дисциплин, а именно:
- Исследование операций внутри предприятия;
- Системный анализ организационной структуры;
- Управление техническими системами.
На первой стадии развития теории принятия решений использовался дескриптивный подход, который определял принятие решений. В данном случае усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из предложенных решений для того, чтобы определить наилучший вариант, защищенный от всевозможных рисков. В результате исследований оказалось, что большая часть менеджеров работает интуитивно, и при этом проявляет непоследовательность и достаточную противоречивость своих действий.
На второй стадии исследователи приступили к разработке нормативного подхода. Он и стал определяющим на новом этапе развития теории принятия решений. Однако и здесь исследователи столкнулись с рядом трудностей и противоречий. Идеологизированные теории не нашли практического применения, поскольку человек не мог достичь требуемой сверхрациональности.
Третий этап эволюции теории представлен прескриптивным подходом. К слову, он оказался более продуктивным, поскольку в нем описыватся процессы и модели поведения, которые в целом могут реализоваться человеком со средним интеллектом, правда, для этого все же требуется определенный уровень теоретической подготовки и наличие неких практических навыков.
Вклад теоретиков и практиков в управленческое направление
Разговор об отцах-основателях теории принятия решений следует начать с представителей Административной школы (1920-1950 гг.), которые всеми силами стремились рационализировать труд отдельного работника и сконцентрировать все внимание на более высоком, цеховом уровне. Административную школу связывают с именами таких ученых, как А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, У. Ньюмэн и М. Вебер.
Например, именно Анри Файолю принадлежит идея теории администрации. Исследователь выделил шесть групп операций, которые проявляются в ходе осуществления производственной деятельности:
- Технические – производство, обработка, выделка;
- Коммерческие – покупка, обмен и продажа;
- Финансовые – привлечение средств и последующее распоряжение ими;
- Страховые – страхование от рисков и потерь и охрана имущества предприятия;
- Учетные – калькуляция и бухгалтерия, учет и ведение статистики по предприятию;
- Административные – организация и координирование работы, контроль ща процессами и средствами.
Таким образом, Файоль впервые определил ключевые функции менеджмента, которые до сих пор остаются очень актуальными, особенно в разрезе ряда производственных процессов.
А М. Вебер описал организационную деятельность в соотношении с властными полномочиями. Он рассматривал устройство предприятий и выделил несколько типов властных отношений: рациональные, традиционные и харизматические.
С 1930-х годов стала функционировать Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Эту школу зачастую именую неоклассической, поскольку она возникла в период развития таких научных направлений и дисциплин, как психология и социология. Представители школы человеческих отношений критикуют как школу научного управления, так и административную по той причине, что они уделяют недостаточно внимания проблемам самого важного аспекта организации - людей. Классики подходят проблемам человека с физиологической и механистической стороны, не обращая внимания на их эмоциональное состояние, чувства, переживания, ощущения. А именно это является не менее важным фактором, влияющим на производительность. Здесь люди уже не рассматриваются лишь только как процесс достижения целей организации, они имеют собственное отношение к этим целям, которое оказывает влияние на процесс их достижения. Появляющиеся в ходе работы рабочие группы формируют свою собственную структуру, которая обязательно должна быть включена в процесс реализации общих целей организации. В противном случае эта структура будет действовать во вред.
Школа науки управления (количественная школа) образовалась в 50-е годы. Представители школы стремились с разных сторон проанализировать объект управления, используя качественные и количественные методы. Осуществлялась разработка экономических, математических и логических моделей, поэтому появились признаки оптимизации процессов, развивались информационные модели, благодаря которым стало возможным моделирование поведения внутри группы и поиск методов управления поведением.