Запасы - это ресурсы проекта, которые не используются в настоящее время в хозяйственной деятельности, а временно хранятся на складах.
Виды ресурсов проекта
Специфика управления запасами по большей части обусловлена той ролью, которую они играют в реализации проекта. Эта роль обуславливает выделение нескольких отдельных видов запасов, каждый из которых выполняет определенные функции.
Нужно помнить, что сами запасы представляют собой совокупность таких ресурсов, как сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, которая временно хранится на складе.
Основным видом запасов считаются текущие запасы, которые требуются для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. Если какое-нибудь сырье предварительно должно быть обработано, то в процессе производства формируются еще технологические запасы. Из-за необходимости приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных ресурсов у организаций еще возникают, так называемые, подготовительные запасы.
По состоянию на сегодняшний день чаще всего встречаются следующие разновидности запасов:
- транзитные запасы;
- линейные запасы (так называемые, запасы в пути);
- резервные запасы;
- запасы, которые сформированы из-за ожидания наступления определенных событий;
- серийные запасы;
- циклические запасы;
- запасы безопасности.
Далее более подробно рассмотрим каждый из вышеназванных видов запасов.
Характеристика видов ресурсов проекта
Формирование транзитных запасов связано с подготовкой к транспортировке в дальнейшем определенных ресурсов на небольшие расстояния. Организации по большей части стараются снизить количество формируемых транзитных запасов. С этой целью могут быть применены различные способы. В частности, возможно формирование мелких партий ресурсов, обращение к местным поставщикам и т. п.
Товары, которые находятся в процессе перевозки (перемещения) от поставщиков к потребителям или производителям, формируют, так называемые, линейные запасы (запасы в пути). Их размер определяется в результате воздействия следующих факторов:
- количество времени, которое затрачивается на перевозку товаров;
- расстояние, на которое перевозят товары;
- характер хозяйственных связей, которые установлены между поставщиками и потребителями;
- количество звеньев товародвижения, из которых состоит процесс обращения и т. д.
Время перевозки считается основным фактором определения размера линейных запасов. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести пример с перегрузкой товара с одного вида транспорта (морского) на другой, который способен достичь большей скорости (воздушный транспорт). Тогда средний размер линейных запасов будет сокращен наполовину.
Для того чтобы снизить риски материально-технического снабжения проекта, часть ресурсов резервируется в виде запаса. Для их оптимизации возможно использование местных источников с целью сокращения времени поставок и затрат на содержание запасов. Еще нужно иметь в виду, что резервы запасов подлежат оптимизации с учетом повышения цен на них.
Иногда запасы могут формироваться при ожидании определенных событий и с учетом известных будущих потребностей. Рассматриваемый вид запасов еще известен как предупредительные запасы, поскольку их предназначение состоит в избегании предсказуемых колебаний в поставках, производстве или вывозе продукции. В качестве примеров можно назвать изготовление рождественских украшений перед наступлением новогодних праздников, а также закупку дополнительного сырья в силу ожидаемого роста цен.
Образование серийных запасов вызвано округлением в сторону большего, чем заказано, количества ресурсов. Тогда средний размер серийных запасов равен половине размера серии. В качестве примера можно привести ситуацию с обеспечением производства винтами со стороны склада не поштучно, а только полными коробками.
Из-за того, что товары производят или ввозят через определенные промежутки времени, образуются циклические запасы. Причина их возникновения состоит в непостоянном пополнении.
Потенциальная неуверенность, которая обусловлена негарантированностью подвоза, производства и вывоза продукции, может быть предотвращена в результате создания запасов безопасности. Уровень этих запасов, как правило, повышается при росте неуверенности и увеличении периода реакции на заказ. Оптимальный уровень запасов безопасности определяется в результате применения существующих статистических методов.
Две величины запасов проекта
Для целей управления запасами проекта важно руководствоваться двумя величинам. Первая величина называется точкой заказа, или пороговым запасом. Она выражает минимальную величину запаса ресурса, при которой проекту понадобится новый заказ для его пополнения. Кроме того, при помощи этой величины еще может быть определен момент времени, когда должен быть произведен заказ.
Вторая величина называется страховым (резервным) запасом. Он представляет собой минимальный целесообразный запас материально-технических ресурсов, предназначение которого состоит в бесперебойном снабжении производства, когда запланированный ход поставок может быть нарушен.
Способом определения резервного запаса является оптимизационный расчет. Его особенность состоит в учете условий поставок ресурсов, их критичности для проекта, наличия или отсутствия рисков поставок и пр.
Таким образом, в рамках проекта может возникнуть необходимость в работе сразу с несколькими разновидностями запасов ресурсов. Для того что быть понять, как и зачем формируются запасы, как и когда в дальнейшем они будут использованы, нужно знать сущность каждого отдельного вида ресурсов проекта.