Понятие управления затратами предприятия
Управление затратами предприятия – это процесс формирования затрат предприятия в разрезе их видов, мест возникновения и носителей в условиях постоянного контроля с целью минимизации, а также выполнение всей совокупности управленческих функций, ориентированных на рост эффективности использования производственных ресурсов.
Управление затратами предприятия является динамическим процессом, в который входят управленческие действия, предназначенные для достижения предприятием высоких экономических результатов. Этот процесс позволяет рационализировать использование ресурсов и управлять их потреблением в современных условиях при производстве и реализации продукции.
Целью управления затратами является не сохранение стабильного уровня издержек, а их снижение и постоянное совершенствование, однако каждое предприятие формулирует цель исходя из специфики деятельности:
- поддержание фактической себестоимости на нормативно установленном уровне,
- снижение текущей себестоимости,
- минимизация затрат.
Исходя из цели, определяются задачи управления затратами:
- повысить экономический результат функционирования компании,
- определить затраты по фазам жизненного цикла продукции или управленческим функциям, реализуемым в организации,
- рассчитать затраты по производственным подразделениям компании либо по географическим и операционным сегментам,
- рассчитать необходимые для единицы производимой продукции, работ или услуг затраты,
- подготовить информационную базу, которая позволила бы оценить затраты в ходе выбора и принятия управленческих решений,
- определить технические способы и средства контроля, отслеживания и измерения затрат,
- выявить резервы для снижения затрат по этапам процесса производства, а также в разрезе производственных подразделений,
- выбрать способы нормирования,
- выбрать систему управления затратами, которая бы отвечала условиям функционирования организации.
Управление затратами реализует следующие общеуправленческие и специфические функции:
- планирование,
- регулирование,
- организация,
- учет,
- контроль,
- анализ.
Управление затратами базируется на ряде принципов:
- системность при управлении затратами,
- единство практикуемых на различных иерархических уровнях управления методов,
- осуществление управления затратами на протяжении всех стадий жизненного цикла изделий – начиная с создания и заканчивая утилизацией,
- достижение баланса между снижением затрат и повышением уровня качества выпускаемой продукции (проводимых работ, оказываемых услуг),
- внедрение новейших и максимально эффективных методов снижения затрат,
- совершенствование информационного обеспечения, касающегося уровня затрат,
- увеличение заинтересованности в снижении затрат со стороны производственных подразделений.
Методы управления затратами на предприятии
Чтобы решить задачи управления затратами было разработано большое количество методов управления. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Метод «стандарт-кост» опирается на понятие стандартных затрат. Этот термин состоит из двух частей:
- стандарт – то есть то количество производственных затрат (трудовых, материальных), которое необходимо для выпуска каждой единицы продукции, или исчисленные заранее затраты на производство,
- кост – то есть денежное выражение рассматриваемых затрат на производство.
Стандарт-кост является мощным инструментом, позволяющим контролировать производственные затраты. Исходя из установленных стандартов можно заранее спрогнозировать, какие затраты потребуются на производство и реализацию изделий предприятия, рассчитать себестоимость и на ее основе определить цены, вычислить ожидаемые в предстоящих периодах доходы.
Для применения системы стандарт-кост предварительно (до того, как будет начато производство) осуществляют нормирование по статьям затрат:
- затраты на основные материалы,
- затраты, связанные с оплатой труда основных работников производства,
- накладные производственные затраты, к которым относят заработную плату вспомогательных работников, затраты на закупку вспомогательных материалов, амортизацию, арендную плату и т.д.,
- коммерческие затраты – затраты, связанные со сбытом, реализацией продукции.
Рассчитанные на предварительном этапе нормы представляют собой твердо определенные ставки. Фактические затраты должны приводиться к ним за счет осуществления управления затратами. Если в ходе работы возникают отклонения, стандартные нормы на исправляют (кроме случаев, когда новые экономические условия диктую серьезные изменения функционирования компании).
В процессе установления нормативов определяют количественные физические стандарты, отражающие затраты в натуральной форме – в виде расхода материалов, количества рабочей силы или объема услуг, расходуемых на производство анализируемого изделия.
Метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing) предполагает, что источником возникновения затрат служат внутрихозяйственная деятельность и бизнес-процессы, на которые формируется спрос со стороны конечной продукции.
Информация о затратах в этом методе формируется в три этапа:
- определение величины расхода ресурсов в разрезе организационных подразделений (филиалов, структурных подразделений, отделов, цехов, участков),
- расчет затрат на каждый вид внутрихозяйственной деятельности или бизнес-процесс, протекающий в одном или сразу нескольких подразделениях,
- определение себестоимости продукции по величине затрат отдельных видов внутрихозяйственной деятельности и объема их потребления для данной продукции.
Целевое калькулирование себестоимости – это подход к определению себестоимости, при котором производство и реализация некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством должны обеспечивать желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.