Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление затратами предприятия

Понятие управления затратами предприятия

Определение 1

Управление затратами предприятия – это процесс формирования затрат предприятия в разрезе их видов, мест возникновения и носителей в условиях постоянного контроля с целью минимизации, а также выполнение всей совокупности управленческих функций, ориентированных на рост эффективности использования производственных ресурсов.

Управление затратами предприятия является динамическим процессом, в который входят управленческие действия, предназначенные для достижения предприятием высоких экономических результатов. Этот процесс позволяет рационализировать использование ресурсов и управлять их потреблением в современных условиях при производстве и реализации продукции.

Целью управления затратами является не сохранение стабильного уровня издержек, а их снижение и постоянное совершенствование, однако каждое предприятие формулирует цель исходя из специфики деятельности:

  • поддержание фактической себестоимости на нормативно установленном уровне,
  • снижение текущей себестоимости,
  • минимизация затрат.

Исходя из цели, определяются задачи управления затратами:

  • повысить экономический результат функционирования компании,
  • определить затраты по фазам жизненного цикла продукции или управленческим функциям, реализуемым в организации,
  • рассчитать затраты по производственным подразделениям компании либо по географическим и операционным сегментам,
  • рассчитать необходимые для единицы производимой продукции, работ или услуг затраты,
  • подготовить информационную базу, которая позволила бы оценить затраты в ходе выбора и принятия управленческих решений,
  • определить технические способы и средства контроля, отслеживания и измерения затрат,
  • выявить резервы для снижения затрат по этапам процесса производства, а также в разрезе производственных подразделений,
  • выбрать способы нормирования,
  • выбрать систему управления затратами, которая бы отвечала условиям функционирования организации.
«Управление затратами предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Управление затратами реализует следующие общеуправленческие и специфические функции:

  • планирование,
  • регулирование,
  • организация,
  • учет,
  • контроль,
  • анализ.

Управление затратами базируется на ряде принципов:

  • системность при управлении затратами,
  • единство практикуемых на различных иерархических уровнях управления методов,
  • осуществление управления затратами на протяжении всех стадий жизненного цикла изделий – начиная с создания и заканчивая утилизацией,
  • достижение баланса между снижением затрат и повышением уровня качества выпускаемой продукции (проводимых работ, оказываемых услуг),
  • внедрение новейших и максимально эффективных методов снижения затрат,
  • совершенствование информационного обеспечения, касающегося уровня затрат,
  • увеличение заинтересованности в снижении затрат со стороны производственных подразделений.

Методы управления затратами на предприятии

Чтобы решить задачи управления затратами было разработано большое количество методов управления. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод «стандарт-кост» опирается на понятие стандартных затрат. Этот термин состоит из двух частей:

  • стандарт – то есть то количество производственных затрат (трудовых, материальных), которое необходимо для выпуска каждой единицы продукции, или исчисленные заранее затраты на производство,
  • кост – то есть денежное выражение рассматриваемых затрат на производство.

Стандарт-кост является мощным инструментом, позволяющим контролировать производственные затраты. Исходя из установленных стандартов можно заранее спрогнозировать, какие затраты потребуются на производство и реализацию изделий предприятия, рассчитать себестоимость и на ее основе определить цены, вычислить ожидаемые в предстоящих периодах доходы.

Для применения системы стандарт-кост предварительно (до того, как будет начато производство) осуществляют нормирование по статьям затрат:

  • затраты на основные материалы,
  • затраты, связанные с оплатой труда основных работников производства,
  • накладные производственные затраты, к которым относят заработную плату вспомогательных работников, затраты на закупку вспомогательных материалов, амортизацию, арендную плату и т.д.,
  • коммерческие затраты – затраты, связанные со сбытом, реализацией продукции.

Рассчитанные на предварительном этапе нормы представляют собой твердо определенные ставки. Фактические затраты должны приводиться к ним за счет осуществления управления затратами. Если в ходе работы возникают отклонения, стандартные нормы на исправляют (кроме случаев, когда новые экономические условия диктую серьезные изменения функционирования компании).

В процессе установления нормативов определяют количественные физические стандарты, отражающие затраты в натуральной форме – в виде расхода материалов, количества рабочей силы или объема услуг, расходуемых на производство анализируемого изделия.

Метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing) предполагает, что источником возникновения затрат служат внутрихозяйственная деятельность и бизнес-процессы, на которые формируется спрос со стороны конечной продукции.

Информация о затратах в этом методе формируется в три этапа:

  • определение величины расхода ресурсов в разрезе организационных подразделений (филиалов, структурных подразделений, отделов, цехов, участков),
  • расчет затрат на каждый вид внутрихозяйственной деятельности или бизнес-процесс, протекающий в одном или сразу нескольких подразделениях,
  • определение себестоимости продукции по величине затрат отдельных видов внутрихозяйственной деятельности и объема их потребления для данной продукции.

Целевое калькулирование себестоимости – это подход к определению себестоимости, при котором производство и реализация некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством должны обеспечивать желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.

Дата написания статьи: 17.09.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot