Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Совершенствование системы управления затратами на предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Совершенствование системы управления затратами на предприятии
Определение 1

Текущие затраты – это непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов организации, возмещаемые в течение одного операционного цикла.

Теоретические и методологические основы управления текущими затратами

Определение 2

Система управления затратами - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, реализация которых связана с оказанием целенаправленного воздействия на величину и структуру текущих затрат предприятия и финансовых результатов его деятельности.

Конечной целью управления затратами является повышение общей эффективности функционирования предприятия. Для почти каждого хозяйствующего субъекта процесс достижения этой цели подразделяется на решение нескольких взаимосвязанных друг с другом задач, основными из которыми признаются:

  • расчет конкретного значения общего объема текущих затрат предприятия, которые рассматриваются как один из ключевых инструментов улучшения результатов его финансовой деятельности;
  • определение той величины затрат, которая приходится на одну единицу продукции;
  • определение величин затрат, которые приходятся на те или иные структурные подразделения предприятия;
  • сбор и обобщение большого объема информации, которая будет использоваться в качестве основы для разработки и принятия на предприятии управленческих решений;
  • тщательное изучение всех стадий производственного процесса и выявление на них резервов для снижения затрат.

Актуальность решения тех или иных задач, текущие результаты производственно-коммерческой деятельности предприятия, а также его отраслевая принадлежность и перспективы развития отрасли и экономики обуславливают выбор в пользу конкретного метода управления затратами. В практике хозяйственной деятельности наибольшее распространение получили следующие методы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • попередельный метод – используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья, когда после окончания каждого из стадий производства получается полуфабрикат, а не продукт;
  • позаказный метод – используется в мелкосерийном или индивидуальном производстве сложных изделий или изделий, которые соответствуют индивидуальным требованиям заказчика;
  • попроцессный метод – используется, когда номенклатура продукции ограничена, а незавершенного производства почти нет;
  • директ-костинг – используется, когда можно легко определить и измерить результат работы, а уровень постоянных затрат невысок;
  • ABC-костинг – используется, когда процесс выпуска рассматривается как набор рабочих операций, которые следуют в определенной последовательности и требуют осуществления затрат ресурсов, нуждающихся в подсчете;
  • таргет-костинг – используется при модернизации устаревающей продукции или проектировании нового изделия, чья сметная себестоимость должна быть равна целевой себестоимости.
Замечание 1

Стоит отметить, что первые три метода преимущественно используются на отечественных предприятиях, а последние три – на иностранных предприятиях (то есть за рубежом).

Пути совершенствования системы управления затратами на предприятии

Современные тенденции экономического развития заставляют экономистов и хозяйствующих субъектов разрабатывать и применять на практике усовершенствованные или новые методы управления затратами. Для того, чтобы дать старт этому процессу, предприятию необходимо определить сферу, в которой оно преимущественно функционирует, выделить её особенности по организации производства и реализации продукции. В след за этим требуется охарактеризовать само предприятие – какую рыночную нишу оно занимает, какая в нем выстроена организационная структура.

Особое значение имеют финансовые и другие количественные показатели хозяйственной деятельности предприятия, благодаря которым оно может быть сравнимо с другими аналогичными субъектами. Кроме того, они являются базисом для расчета отклонений фактических затрат от плановых (сметных), определение их факторов (причин), а также рентабельности хозяйственной деятельности и других относительных показателей.

После получения общего представления о предприятии рекомендуется описать недостатки применяемой сейчас системы управления затратами. Усовершенствованная система после своего внедрения должна решить эти проблемы. Как показывает мировая практика хозяйствования, самыми частыми и (или) существенными недочетами при управлении затратами являются следующие проблемы:

  • укрупненные статьи расходов, которые делают практически невозможным отследить утечку затрат;
  • накладные затраты распределяются с учетом принципов условности и ретроспективности;
  • косвенные расходы трудно дифференцировать и, следовательно, сложно провести подробный анализ затрат;
  • в себестоимость продукции зачастую включают затраты, которые непосредственно не связаны с производством;
  • незавершенное производство и запасы готовой продукции учитываются по полной стоимости, что включает косвенные затраты в себестоимость.

При выборе и модернизации метода управления затратами на предприятии нужно учитывать несколько ключевых для этого вопроса аспектов. В частности, каждый вид продукции производится через определенный перечень технологических процессов и операций. Если число сложных операций, расчет затрат по которым трудоемок, является слишком большим, то от руководства предприятия требуется иметь высокий уровень квалификации и осуществить соответствующие изменения в организационно-финансовой структуре.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Ивановна Тютюнник

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис