Текущие затраты – это непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов организации, возмещаемые в течение одного операционного цикла.
Система управления затратами - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, реализация которых связана с оказанием целенаправленного воздействия на величину и структуру текущих затрат предприятия и финансовых результатов его деятельности.
Конечной целью управления затратами является повышение общей эффективности функционирования предприятия. Для почти каждого хозяйствующего субъекта процесс достижения этой цели подразделяется на решение нескольких взаимосвязанных друг с другом задач, основными из которыми признаются:
Актуальность решения тех или иных задач, текущие результаты производственно-коммерческой деятельности предприятия, а также его отраслевая принадлежность и перспективы развития отрасли и экономики обуславливают выбор в пользу конкретного метода управления затратами. В практике хозяйственной деятельности наибольшее распространение получили следующие методы:
Стоит отметить, что первые три метода преимущественно используются на отечественных предприятиях, а последние три – на иностранных предприятиях (то есть за рубежом).
Современные тенденции экономического развития заставляют экономистов и хозяйствующих субъектов разрабатывать и применять на практике усовершенствованные или новые методы управления затратами. Для того, чтобы дать старт этому процессу, предприятию необходимо определить сферу, в которой оно преимущественно функционирует, выделить её особенности по организации производства и реализации продукции. В след за этим требуется охарактеризовать само предприятие – какую рыночную нишу оно занимает, какая в нем выстроена организационная структура.
Особое значение имеют финансовые и другие количественные показатели хозяйственной деятельности предприятия, благодаря которым оно может быть сравнимо с другими аналогичными субъектами. Кроме того, они являются базисом для расчета отклонений фактических затрат от плановых (сметных), определение их факторов (причин), а также рентабельности хозяйственной деятельности и других относительных показателей.
После получения общего представления о предприятии рекомендуется описать недостатки применяемой сейчас системы управления затратами. Усовершенствованная система после своего внедрения должна решить эти проблемы. Как показывает мировая практика хозяйствования, самыми частыми и (или) существенными недочетами при управлении затратами являются следующие проблемы:
При выборе и модернизации метода управления затратами на предприятии нужно учитывать несколько ключевых для этого вопроса аспектов. В частности, каждый вид продукции производится через определенный перечень технологических процессов и операций. Если число сложных операций, расчет затрат по которым трудоемок, является слишком большим, то от руководства предприятия требуется иметь высокий уровень квалификации и осуществить соответствующие изменения в организационно-финансовой структуре.