Управленческие идеи в эпоху Древней Греции
Первые государства на территории материковой Греции начали формироваться в 16-13 веках до нашей эры. Войны и вторжения, происходившие на территориях островных государств (например, в Микенах, Тиринфе, Афинах и Пилосе) требовали со стороны правителей проявления инициативы в создании эффективной системы управления хозяйственной деятельностью.
В силу того. что у Греции было особое геополитическое расположение, государство развивалось в качестве морской цивилизации, решая тем самым многие экономические проблемы и политические вопросы. Наличие мощного торгового и военного флота стало преимуществом перед остальными государствами. Афинский законодатель Солон провел ряд реформ в области экономики и политики. Реформы были направлены на усиление позиций средних и мелких земельных собственников, ремесленников. И собственники, и ремесленники в то время являлись социальной опорой полиса, и реформы оказались актуальными и востребованными. Преобразования способствовали изменению статуса Афин: территории прославилась и стала крупнейшим торговым центром Средиземноморья. Во многом благодаря реформам Солона в Афинах сформировалась демократия. Граждане имели право принимать участие в решении политических вопросов, управлении государством. Помимо прав за гражданами закреплялись и обязанности: выплаты на строительство кораблей, культовых и оборонительных сооружений, выполнение воинской повинности. У истоков афинской демократии стоят Перикл и Клисфен.
Преобразования Солона сыграли важную роль в формировании основ менеджмента. В Древней Греции одной из первых начинается становление современной европейской цивилизации, формируется рыночная экономика, высокая культура демократического управления. Личность свободно развивается и имеет возможности для самовыражения, участие в государственном управлении. Мелкие собственники - основной хозяйствующий элемент греческого общества. Экономическая независимость небольшой семьи должна были вылиться в демократизацию общественной системы. Администрация полиса формировалась с помощью выборов, при этом важное значение придавалось личностным характеристикам кандидатов. Например, считалось, что человек обладающий определенными чертами характера, способный к ведению собственного дела, может лучше других управлять и распределять обязанности.
Памятники истории управленческой мысли Древней Греции
Некоторые прославленные авторы в своих трудах выдвигали ряд идей и предположений, касающихся менеджмента. В то время само это понятие еще не существовало, однако мысли касательно принципов управления уже зарождались в головах философов.
Например, Платон в работах "Законы", "Государство" и "Критий" остановился на нескольких предположениях:
- между людьми существует естественные отличия, касающиеся способностей и характера. Это неизбежно приводит к разделению труда. Обязанности управленцев сводятся к распределению трудовых обязанностей в соответствии со способностями граждан;
- закон выше людей и частных интересов. Идеальное государство строится на принципах справедливости. Принцип побуждает государство к процветанию, а если действовать в интересах отдельных лиц, то это приведет к неминуемому упадку и падению государства;
- регулирование ремесла подчиняется жестким законам. Платон допускал существование мелкой, локальной торговли, но свободнорожденные землевладельцы не обязаны ею заниматься. Крупная торговля с целью получать единоличную прибыль и наживу не поощряется, а напротив - жестко осуждается.
Ксенофонт в работах "Домострой", "Лакедемонская полития" утверждал, что идеальный механизм управления сводится не к прямому контролю и принуждению, а к непосредственным социальным связям между руководителем и подданными. Основа подчинения - не страх, а чувство уважения, добровольное признание выдающихся качеств правителя. Конечно, сегодня данная идея кажется вполне логичной и понятной, но во времена древней Греции многие принципы управления выстраивались на основании запугивания подчиненных. Сложные, практически непосильные для обычного человека физические нагрузки выполнялись из страха перед более страшными испытаниями и наказаниями. Поэтому идеи Ксенофонта были восприняты как инновационные и ранее не выдвигаемые никем другим из мыслителей.
Аристотеля прославили работы "Политика", "Афинская полития", "Никомахова этика" и многие другие труды, где также отражались некоторые идеи менеджмента и управления. Аристотель обозначил значимость специализации труда и пришел к выводу о том, что работе выполняется наилучшим образом, если деятельность поделена на равные части. Работник может сосредоточиться на одной задаче, погрузиться в смысл. Исполнение задачи приводит работника к следующему этапу исполнения обязательств.
Аристотель обращался к вопросам централизации и делегирования полномочий. Руководители находят ответственных за исполнение определенных видов работ, тем самым упрощая работу и концентрируясь на иных задачах. Личность становится центральной категорией в идеях Аристотеля. Помимо этого, мыслитель погрузился в рассмотрение ответственности государства перед гражданами. Профессиональный менеджмент противопоставляется предпринимательству, а смысл профессионального менеджмента сводится к искусству управления домашним хозяйством.
Таким образом, в Древней Греции впервые возникли зачатки менеджмента, причем многие идеи и размышления древнегреческих философов легли в основу современных наработок и гипотез в сфере науки управления.
Перед греческими мыслителями стояла задача проследить выстраивание взаимоотношений между работниками и владельцами, производственными процессами и результатами работы. Несмотря на явные несовершенства, в обществе просматриваются управленческие основания, которые вышли за рамки социума и повлияли на политические события и нормы.