Сущность управления стоимостью
Управление стоимостью компании – это процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу и имеющий ключевое значение для компании.
Дело в том, что стоимость компании определяет имидж предприятия на рынке, а также посредством ее определения эксперты могут дать объективную оценку успешности деятельности компании. Увеличение стоимости говорит о том, что предприятие находится на стадии роста, соответственно производство развивается, расширяется сбытовая сеть, потребителям интересны товары и услуги. Снижение рыночной стоимости компании свидетельствует об обратном: предприятие приближается к кризису, если вовремя не нормализовать процесс, то это приведет к банкротству.
Концепция управления стоимостью сформировалась в 90-е годы ХХ века в Соединенных Штатах Америки. Причина популярностью концепции состоит в том, что показатели деятельности компании способны постоянно трансформироваться и оказывать влияние на изменение стоимости предприятия. Для управления ее изменением необходимо вычленить основные показатели, сформировать группы, главным образом влияющие на процессы и деятельность компании, на благополучие фирмы и на ее место на рынке товаров и услуг.
Владельцы компаний оказываются заинтересованы в повышении стоимости и управлении данным показателем по нескольким причинам:
- цель владельцев - продажа компании и получение прибыли от сделки с ее покупателем;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятия;
- реорганизация компании;
- создание новых отделов, слияние нескольких предприятий в одно;
- вывод на фондовый рынок ценных бумаг компании.
Первый шаг, способствующий повышению стоимости компании - разработка рыночной стратегии. Цель стратегии как раз заключается в повышении стоимости компании и имиджа предприятия, а также улучшении общего представления о месте компании на рынке. Эксперты, работающие в компании и решающие финансовые вопросы, занимаются переоценкой основных средств предприятия. Благодаря переоценке появляются возможности увеличить стоимость активов компании, поэтому во время продажи ценных бумаг стоимость возрастет. Когда компания обладает высокой стоимостью на рынке, то имидж автоматически улучшается. Обусловлено это тем, что самодостаточная компания привлекает клиентов и инвесторов, а значит предприятие будет стабильно осуществлять работу, производить товары и предоставлять услуги, пользующиеся популярностью.
Принципы управления стоимостью компании
Оценка стоимости применяется, когда руководству и менеджерам компании необходимо построить обоснованный прогноз предстоящего денежного потока. Денежный поток может быть определяющим при будущей оценке цены акций и иных видов ценных бумаг. Стоит отметить, что в настоящее время компании не имеют полного представления об истинной стоимости своего бизнеса. Эксперты пользуются традиционными методами и инструментами отчетности, соответственно не предусматривают распространенные риски и факторы, влияющие извне. Кроме того, принятые принципы корпоративной отчетности не способны удовлетворить постоянно меняющиеся требования финансовых аналитиков и инвесторов к информации.
Первый принцип управления состоит в пристальном внимании к факторам стоимости предприятия, которые нуждаются в незамедлительном и активном управлении. Благодаря управлению рост акционерной стоимости стабилизируется, а у компании появляетсят возможность совершенствовать другие виды производства и деятельности. В частности, факторами стоимости являются корпоративная стратегия предприятия, качество управления со стороны руководства, репутация компании, узнаваемость бренда. Оценке поддается показатель, который выражен в способности удерживать клиентов и иметь базу постоянных клиентов, заинтересованных в приобретении товаров и пользовании услугами, предоставляемыми предприятием.
Второй принцип сводится к утверждению о том, что финансовая отчетность обязана содержать значимую информацию, а ее формулировки должны привлекать инвесторов.
Третий принцип - отсутствие унификации и единообразия. Каждая компания - уникальна, предприятия используют особые методы производства и ведения работы, соответственно отчетная документация, которая создана по шаблону, уже давно не влияет на стоимость компании, а в некоторых случаях снижает ее. В связи с этим эксперты обращаются к новым методам, инструментариям и технологиям, благодаря которым отчетность выглядит уникально, а не однообразно.
Чтобы определить финансовую стоимость компании, необходимо осуществить несколько шагов:
- Первый шаг состоит в том, что эксперты определяют внутреннюю стоимость акционерного капитала предприятия. То есть, эксперт оценивает капитал и его состояние в том случае, если работа не будет осуществляться, компания перестанет выполнять свои функции и не будет иметь выручки, но при этом она располагает конкретными накоплениями и ресурсами, которые могут быть использованы.
- Второй шаг - определение будущей стоимости акционерного капитала на основе доходного подхода вследствие внутренних улучшений для каждой стратегической альтернативы. После станет ясно, каким образом стратегические альтернативы сказываются на состоянии компании, на продажах, рентабельности и имидже, а также на инвестициях.
- Третий шаг - определение стоимости акционерного капитала. Основа - это доходный подход, где учитываются новые точки роста предприятия относительно альтернатив.
Как можно заметить, управление стоимостью компании - непростой процесс, поэтому к нему привлекают не одного, а группу экспертов, владеющих знаниями и опытом. Эксперты способны дать разностороннюю оценку предприятию, выявить сильные и слабые стороны в производстве, сделать предположение относительно изменчивости стратегии и тактики. Как результат - из нескольких альтернативных вариантов управления эксперты выберут единственно корректный, а остальные варианты останутся в качестве запасных. Но следует обратить внимание на управленческие стратегии и тактики относительно управления стоимостью компании. Стоимость меняется относительно внешних факторов, поэтому требуется прогностический анализ деятельности.