Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегии управления рыночной стоимостью нефтегазовых компаний

Все предметы / Экономика / Стратегии управления рыночной стоимостью нефтегазовых компаний
Определение 1

Рыночная стоимость - это расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Понятие рыночной стоимости компании

Категория рыночной стоимости является результатом применения стоимостного подхода к определению компании в целом. В соответствии с этим подходом развитие компании и формирование ее привлекательности для инвесторов, а также обеспечение для стейкхолдеров получения прибыли осуществляются только в том случае, если компания в процессе своей деятельности создает стоимость. Это находит выражение в способности компании разработать и реализовать такие стратегические решения, которые могут оказать влияние на ее стоимость.

Рыночная стоимость определяется участниками рынка, в первую очередь, собственниками и руководителями компании, потенциальным инвесторами. Кроме того, оценкой рыночной стоимости компаний занимаются аналитики, которые полученную информацию могут использовать для составления отчетов для опубликования в средствах массовой информации, предоставления в органы государственной власти, передачи клиентам инвестиционных и консультационных компаний.

Рыночная стоимость компании позволяем менеджерам получить объективную оценку своей работы и общей работы предприятия. Собственники и инвесторы, имея данные о рыночной стоимости всех представленных на рынке компаний, могут оценить целесообразность и спрогнозировать потенциальную доходность того или иного направления вложения своего капитала.

Как правило, рыночная стоимость компании определяется в результате суммирования стоимости всех обыкновенных и привилегированных акций компании, стоимости ее долговых обязательств, стоимости доли меньшинства (т.е. доли внешних владельцев в акционерном капитале дочерних компаний) за минусом наличных денежных средств и средств, инвестированных в ассоциированные компании.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно принятой сегодня экономической теорией концепции, рыночная стоимость компаний образуется в результате последовательного осуществления следующих этапов:

  1. Действие факторов создания рыночной стоимости, а именно - доли рынка, конкурентоспособности продукции, нематериальных активов, персонала;
  2. Формирование основных финансовых показателей деятельности компании, а именно - выручки, прибыли, активов, ликвидности, финансовой устойчивости;
  3. Создание ценности компании для ее акционеров в форме внутренней стоимости за счет соблюдения баланса интересов и обретения способности генерировать денежные потоки;
  4. Создание рыночной стоимости бизнеса, представленной в виде совокупного дохода акционеров, который основан на показателях капитализированной и текущей (дивидендной) доходности.

Особенности рыночной деятельности нефтегазовых компаний

Нефтегазовые компании представляют собой коммерческие компании, которые занимаются добычей, хранением и транспортировкой до потребителей сырой нефти и природного газа. Поскольку указанный вид деятельности требует от хозяйствующих субъектов больших капитальных вложений, число нефтегазовых компаний в мире невелико, но масштабы их деятельности огромны.

Нефтегазовые компании играют большую роль в экономике нескольких стран мира. К их числу относится и Российская Федерация, которая обладает большими запасами нефти и природного газа. Их продажа заграничным потребителем обеспечивает большую часть валютной выручки страны и, соответственно, налоговых доходов федерального бюджета.

Несмотря на то, что нефтегазовые компании могут находиться в государственной собственности и фактически являться монополистами на внутреннем рынке, на мировом рынке существует конкуренция между рядом национальных компаний, которые предлагают остальным странам мира столь необходимые сегодня энергетические ресурсы. В связи с этим рыночная стоимость нефтегазовых компаний выступает в качестве индикатора успешности их деятельности на рынке и относительной оценки в сравнении с конкурентами.

Кроме того, рыночная стоимость нефтегазовых компаний используется для сопоставления рыночной стоимости других компаний. Подобным образом действуют инвесторы, которые выбирают наилучший в данный момент способ заработать (как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде).

Методические подходы к формированию рыночной стоимости компании

Нефтегазовые компании, как и компании, действующие в других областях экономики, занимаются управлением своей рыночной стоимостью. Причем преимущественно используются общие методические подходы к ее формированию. В частности, большое распространение получило «дерево» стратегических факторов рыночной стоимости, которое представлено следующими факторами:

  • Рост доходов компании (зависит от изменения прибыли, оборота, эффективности работы по контрактам, себестоимости продукции, финансовой зависимости компании);
  • Рост рентабельности компании (зависит от эффективности использования, основных производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, производства и капитала);
  • Рост количества потребителей продукции компании (зависит от изменения количества клиентов, удовлетворенности их потребностей, качества продукции, суммы затрат на повышение качества);
  • Рост позитивного имиджа компании (зависит от репутации компании, достижения ей целевых аудиторий);
  • Снижение в трудовом коллективе степени конфликтности, повышение производительности труда (зависит от кадровой политики компании, авторитета руководителя, организационной культуры, престижа деятельности компании, психологического климата).

Работа по перечисленным элементам "дерева" стратегических факторов позволит не только нефтегазовым, но и другим компаниям контролировать свою рыночную стоимость и обеспечивать ее повышение.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Васильевна Климшина

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис