Стратегия организации - это генеральный план деятельности организации на достаточно продолжительный временной промежуток, который определяет приоритетные направления и стратегические цели с выделением для их реализации требуемого объема материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов.
Общие сведения о стратегии организации
В целях укрепления своих конкурентных позиций современные организации моделируют, а затем и реализуют взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер / подходов, устанавливают сроки их осуществления, разрабатывают мероприятия, определяют исполнителей, выделяют материальные и финансовые ресурсы и т.д. Тем самым, формируется стратегия организации, которая утверждается его высшим руководством.
Стратегия организации включает в себя основные направления ее развития. Через реализацию стратегии организация достигает своих главных целей, что особенно важно в современной высококонкурентной среде. За счет разработки и утверждения стратегии организации осознают свои долгосрочные планы и формируют подходы к достижению стратегических целей.
Стратегия организации обычно имеет три уровня. Первый уровень представлен корпоративной стратегией, в которой устанавливаются основные ценности организации. Второй уровень - это конкурентная стратегия, в которой формируется конкурентное положение организации в отрасли. И, наконец, на третьем уровне разрабатывают функциональную стратегию, которая способствует реализации первых двух стратегий в отдельных областях бизнеса.
Сущность управления реализацией стратегии организации
Жизненный цикл стратегии состоит из нескольких стадий. Одной из наиболее значимых и масштабных является стадия реализации. На этом этапе происходит воплощение в жизнь запланированных мероприятий путем применения перечисленных методов. Для того чтобы все стратегические цели по итогам реализации стратегии были своевременно и полностью достигнуты, руководству организации необходимо в силу своих полномочий оказывать соответствующее воздействие, т. е. осуществлять управление реализацией стратегии организации.
Управление реализацией стратегии организации начинается с постановки задач. При этом должна быть установлена их приоритетность в соответствии с их значимостью для реализации стратегии. Кроме того, в рамках управленческой деятельности устанавливают сроки осуществления стратегических задач, определяют ответственных исполнителей, указывают их права и полномочия, утверждают контрольные показатели и формы контроля.
В рамках управления реализацией стратегии организации подготавливают и организуют выполнение работ по нескольким направлениям. Во-первых, работы, требуемые выполнения, распределяют по структурным подразделениям организации. Во-вторых, определяют необходимый потенциал структурных подразделений организации для качественного и своевременного выполнения ими порученных работ. В-третьих, исполнителей обеспечивают необходимыми информацией, техникой и кадрами.
Как показывает практика, руководство (администрация) организации в процессе управления реализацией стратегии должно обеспечить решение следующих задач:
- создать в организации такую структуру, которая сможет успешно реализовать все положения стратегии;
- внести соответствующие изменения в бюджеты и финансовые планы, что позволит направлять достаточный объем ресурсов в те виды деятельности, которые определяют стратегический успех организации;
- установить процедуры управления организацией в целях обеспечения ее постоянного развития и совершенствования;
- создать обеспечивающие подсистемы, которые формируют для организации благоприятные условия для успешного ежедневного осуществления своей стратегии;
- установить связи между системой вознаграждения и стимулирования, с одной стороны, и выполнением стратегии на высоком уровне и достижением поставленных целей, с другой стороны;
- сформировать в организации такую корпоративную культуру, которая бы поддерживала стратегию;
- обеспечить лидерство, т.е. внутреннее руководство, которое необходимо для реализации стратегии организации и ее постепенного совершенствования.
Условия реализации стратегии организации
Процесс реализации стратегии организации в настоящее время не мыслим без проведения постоянного мониторинга ее результатов. На основе полученных данных должна соответствующим образом функционировать система гибкой и своевременной коррекции стратегии. Это означает создание условий для успешного внедрения адекватных и своевременных изменений.
Грамотное управленческое воздействие должно привести к успешной реализации стратегии организации. Для этого необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, у менеджеров организации должна иметься разработанная стратегия, которая существует в виде четких стратегических указаний. Причем эти указания должны реализовываться в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений.
На менеджеров организации, как правило, возложена вся ответственность за поступление всех ресурсов, необходимых для реализации стратегии. Также они должны контролировать все организационные цели и в случае необходимости принимать адекватные гибкие решения, направленные на практическое достижение этих целей.
Реализуемая стратегия организации должна соответствовать критериям ее эффективности. В то же время стратегия должна предусматривать достаточную мотивацию и стимулы для персонала организации. Поэтому менеджеры в данном случае должны создать внутри организационной структуры оптимальную систему взаимодействий, на которой должен базироваться механизм реализации стратегии организации.