Понятие конфликтной ситуации
Управление поведением в конфликтных ситуациях – это система мероприятий целенаправленного воздействия, ориентированная на разрешение конфликтов.
Прежде чем рассматривать управление поведением в конфликтной ситуации, следует четко определить, что понимается под конфликтом, т.е. к каким именно ситуациям применимы рассматриваемые методы и инструменты управления.
Под конфликтом понимают столкновение двух или нескольких разнонаправленных сил, каждая из которых стремится реализовать свои интересы в условиях противодействия.
Было бы ошибочно считать, что конфликты приносят только вред – они могут способствовать прогрессу, проясняя отношения и выявляя резервы совершенствования.
Существует множество определений конфликта, нюансы которых различаются в зависимости от дисциплины, в которой оно используется (социология, психология, менеджмент и т.д.). Но все многообразие определений базируется на понятии противоречия, которое возникает между людьми (или их группами, объединениями) по причине несовпадения взглядов, интересов и стремлений. Проявлением этого противоречия выступает противодействие, активное открытое столкновение.
Слово «конфликт» может использоваться как синоним различных понятий:
- соперничество, спор (как враждебная борьба или дружеское соревнование за достижение цели),
- единоборство (как вооруженный конфликт),
- скандал (как шумная ссора или публичное столкновение),
- борьба (как столкновение индивидуальных соперников).
Когда люди живут вместе, совместно работают или ведут схожий бизнес, все их интересы не могут быть постоянно согласованными. Ключевыми точками рассогласования выступают:
- цели,
- права,
- интересы,
- баланс между правомочиями и ответственностью.
Часто для конфликтов характерна неопределенность исхода, что связано с несовпадением интересов участвующих в них сторон, их психологическими особенностями и влиянием случайных факторов. Однако в некоторых ситуациях последствия конфликтов могут быть спрогнозированы.
Психологические конфликты могут происходить внутри одной личности, а социальные – между несколькими людьми, их группами или подразделениями. Возможные участники социальных конфликтов:
- персонал (к примеру, менеджеры и рабочие),
- группы лиц (к примеру, администрация и рабочие),
- структуры (к примеру, расположенные в разных городах филиалы компании, предприятие и государственные органы или общественные организации),
- разнородные участники.
Важно понимать, что конфликты всегда служат сигналами сбоев в коммуникациях или появления существенных разногласий между членами коллектива
Методы управления конфликтами
Все методы управления конфликтными ситуациями в их многообразии можно разделить на пять крупных групп, имеющих особенности применения:
- Внутриличностные методы. Они влияют на отдельную личность и сводятся к верной организации собственного поведения. В частности, к ним относится отработка умения высказывать свою точку зрения так, чтобы она не вызывала со стороны оппонента защитную реакцию. Популярен метод «я-высказывание», состоящий в том, чтобы передать другому лицу то или иное отношение к конкретному предмету, не предъявляя обвинения и требования, но добиваясь изменения отношения. В этом методе у человека есть возможность отстаивать свою позицию, при этом не превращая оппонента в противника. Особенно эффективно «я-высказывание» для недовольного, рассерженного человека,
- Структурные методы. Преимущественно они воздействуют на участников конфликтов организационного типа, причина которых – неправильное распределение прав, ответственности и функций, плохая организация труда, несправедливая система стимулирования и мотивации работников. Примеры структурных методов: разъяснение требований к работе (каждому сотруднику нужно донести, в чем заключаются его права, обязанности, какая у него зона ответственности), использование координационных механизмов (основывается на иерархии полномочий, когда задействуются структурные подразделения или должностные лица организации), разработка или уточнение целей организации в целом, формирование обоснованных систем вознаграждения,
- Межличностные методы. Они базируются на том, что участники конфликта при возникновении конфликтной ситуации или на начальных этапах конфликта выбирают стиль и форму своего дальнейшего поведения для минимизации ущерба своим интересам. К этим методам относят уступку (приспособление), уклонение, сотрудничество, противоборство, компромисс, решение проблемы и принуждение,
- Переговоры. Как инструмент решения конфликта они представляют собой набор тактик, ориентированных на поиск решений, приемлемых для всех конфликтующих сторон. Переговоры возможны, если существует взаимозависимость между сторонами конфликта, отсутствуют значительные различия в их возможностях, стадия развития конфликта соответствует возможностям вести переговоры, и все стороны готовы принимать участие в переговорах,
- Ответные агрессивные действия. Этот метод крайне нежелателен для применения в конфликтной ситуации. Он дает возможность разрешить ситуацию с силовой позиции (в частности – с применением насилия, грубой силы). Но некоторые конфликты могут быть разрешены только этим способом.
В целом алгоритм управления в конфликтной ситуации сводится к выполнению следующих пунктов:
- признание существования конфликта, т.е. расхождения в целях и методах оппонентов, и определение участников конфликтной ситуации,
- определение возможности провести переговоры,
- согласование переговорных процедур,
- выявление круга вопросов, которые составляют предмет конфликта,
- разработка вариантов разрешения конфликта,
- принятие согласованного решения как результата взаимного обсуждения доступных альтернатив,
- реализация принятого решения на практике.