Цели управления конкурентоспособностью организации
Управление конкурентоспособностью организации – это целенаправленная деятельность, ориентированная на управляющее воздействие на производственно-экономические системы путем изменения факторов конкурентоспособности товара для достижения поставленных целей в условиях воздействия внешней среды.
Общая цель управления конкурентоспособностью сводится к увеличению прибыли и поддержанию показателей конкурентоспособности на определенном уровне. С точки зрения конкурентоспособности товара возможные цели управления можно поделить на следующие классы:
- первый класс – цели управления, которые достигаются посредством изменения состояния производства, обеспечивают снижение затрат, повышение рациональности применения основных фондов, совершенствование производственных технологий и организации труда в производственных процессах,
- второй класс – цели управления, которые связаны с эффективным управлением оборотными средствами, обеспечивают независимость компании от внешних источников финансирования, возможность стабильно развиваться в будущем и способность расплачиваться по обязательствам,
- третий класс – цели управления, которые связаны с показателями продвижения товара и сбыта, стимулированием и рекламой,
- четвертый класс – цели, которые связаны с обеспечением показателей конкурентоспособности товаров, например, соотношения показателей цены и качества товаров.
Подходы к формированию механизмов управления конкурентоспособностью
Существует несколько научных подходов, касающихся управления конкурентоспособностью предприятия:
Системный подход, позволяющие повысить эффективность функционирования и качество управляемых объектов. Системный подход включает в себя методологию исследования объектов управления как систем, философию управления, методы выживания на рынках, методы упрощения сложного до простого, перехода от абстрактного к конкретному. В системе выделяют два компонента:
- внешнее окружение, которое обеспечивает связь с внешней средой, входы и выходы, обратную связь,
- внутреннюю структуру, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, предназначенных для обеспечения процесса воздействия на объект управления со стороны субъекта, переработки входов в выходы и достижения системных целей,
Логический подход. Базируется на принципах диалектической логики:
- принципе объективности при рассмотрении объекта,
- принципе всестороннести при рассмотрении объекта (объект должен быть рассмотрен во всех отношениях и связях),
- принципе историзма (объект анализируется в его самодвижении, развитии, что позволяет предсказывать будущие состояния),
Инновационный подход, ориентированный на активизацию инновационных действий в сфере базовых отраслей наукоемкого типа, выступающих в роли двигателя экономического развития. При этом факторы производства и инвестиций выступают не целью, а средствами имеющей научное обоснование инновационной деятельности,
Комплексный подход, требующий учитывать экологические, технические, социальные, организационные, психологические и многие другие (к примеру, политические) аспекты управленческой деятельности во взаимосвязи. Если будет упущен хотя бы один из обязательных управленческих аспектов, решение проблемы не будет достигнуто. Так, например, если в ходе проектирования новых орудий труда уделить недостаточно внимания эргономичности и экологичности, они получатся неконкурентоспособными.
Глобальный подход, суть которого состоит в том, что точка обзора, используемая для решения многих проблем обеспечения конкурентоспособности, помещается не на уровне анализируемого объекта, а над глобальной системой.
Интеграционный подход, нацеленный на изучение и усиление взаимосвязей между:
- компонентами и подсистемами системы обеспечения конкурентоспособности,
- стадиями жизненного цикла управляемого объекта,
- вертикальными уровнями управления (фирма, город, регион, страна),
- горизонтальными субъектами управления.
Определение 2Под интеграцией понимают процесс усиления тесноты сотрудничества между субъектами управления, углубления взаимосвязей и взаимодействия между компонентами системы управления.
Интеграция отдельных компонентов и подсистем системы обеспечения конкурентоспособности достигается за счет конкретизации и углубления взаимосвязей между ними, отражаемых количественно. Например, управляющая подсистема может задавать подразделениям и службам организации численные показатели по количеству, качеству, ресурсным затратам, срокам и т.д., позволяющие оценить достижение целей,
Виртуальный подход, суть которого заключается в применении Интернета и других средства электронной связи для формирования виртуализированных организационных структур, а также получения, использования, обработки и передачи информации в целях удовлетворения потребностей (для действий на местном уровне, конкурирования в глобальном масштабе без осуществления прямых контактов с партнерами и клиентами). Виртуальный подход позволяет создавать виртуальные организации, осуществлять множество сделок. Особенностью виртуальной организации является то, что связи управляющих действий базируются на интегрированных и локальных информационных системах и телекоммуникационном взаимодействии, а отношения с партнерами и другими заинтересованными компаниями происходит через соглашения, договора и взаимное владение,
Маркетинговый подход, предусматривающий, что управляющая подсистема в ходе решения задач ориентируется в первую очередь на потребителя,
Эксклюзивный подход, сводящийся к приобретению субъектами управления исключительных прав на пользование по своему усмотрению новшествами в любой области деятельности или конкурентными преимуществами.