Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья сотрудников организации в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей.
Общие сведения об охране труда
С течением времени увеличивается внимание, которое уделяется в обществе вопросам и проблемам охраны труда. Охраной труда принято называть совокупность взаимосвязанных мероприятий, а также иных элементов, направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников организации в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей и трудовых функций. По большей части охрана труда представлена правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими и реабилитационными мероприятиями.
Охрана труда нацелена, прежде всего, на обеспечение безопасности производственной среды и трудового процесса, которая непосредственно воздействует на здоровье и работоспособность сотрудника. Труд может быть организован при различных условиях, поэтому приняты разные нормативы воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.
В соответствии с распространенным сегодня подходом к охране труда абсолютной безопасности не существует. Наивысшая степень безопасности может быть только целью, к достижению которой нужно стремиться с учетом текущего уровня научно-технического прогресса. Кроме того, здоровье сотрудников и их социальное благополучие во многом обуславливаются множеством разносторонних характеристик организации, которые должны соответствовать действующим международным и национальным нормам.
Состояние условий и охраны труда в организации, как правило, определяется следующими факторами:
- состояние и структура отраслей экономики;
- социальная политика государства;
- обновляемость, механизация, автоматизация, прогрессивность основных производственных фондов;
- законодательная и нормативно-правовая основа охраны труда;
- обеспечение экономики специалистами по охране труда;
- органы управления охраной труда в государстве;
- научное и информационное обеспечение органов управления охраной труда.
Общие сведения об управлении качеством
Управление качеством представляет собой скоординированную деятельность организации по оказанию комплексного воздействия на совокупность существенных признаков и свойств объекта управления. Управление качеством обуславливает достижение целевых значений, т.е. таких значений, которые соответствуют установленным нормам и требованиям к качеству.
Управление качеством в организации обычно осуществляется посредством разработки и реализации политики в соответствующей области, которая включает в себя следующие элементы:
- планирование качества - постановка целей в области качества, определение необходимых бизнес-процессов и ресурсов;
- организация качества - обеспечение рационального взаимодействия сотрудников и других лиц по решению поставленных задач;
- обеспечение качества - создание условий для достижения поставленных целей и соблюдения установленных требований к качеству;
- улучшение качества - мониторинг и пересмотр норм и требований к качеству.
Различные мероприятия и бизнес-процессы по управлению качеством образуют систему управления качеством. Она представляет собой подсистему в составе общей системы управления организации.
Характеристика управления качеством в охране труда
В настоящее время в организациях функционирует система управления качеством охраны труда. Эффект от ее деятельности выражается, во-первых, в сохранении жизни и здоровья сотрудников организации в процессе их трудовой деятельности, во-вторых, в ускоренной механизации труда, в-третьих, в минимизации несчастных случаев на производстве.
Специалисты в настоящее время заявляют о необходимости включения в управление качеством охраны труда широкого диапазона «жестких» и «мягких» методов управления. Применение этих методов вместе способно изменить культуру организации, тем самым, приводя к улучшению условий труда и достижению приемлемого уровня безопасности реализации хозяйственных процессов.
«Жесткая сторона» управления качеством представлена стратегическим планированием, сбором и оценкой данных, систематическим анализом, принятием управленческих решений.
«Мягкая сторона» управления качеством представлена искусством руководить, эффективным обменом и учетом мнений.
Система управления качеством охраны труда функционирует на основе нескольких общих принципов, благодаря которым успешно проводятся мероприятия в области обеспечения безопасности труда и в целом улучшаются условия труда в организации. Так, качество и количество охраны труда должны быть едины и эффективны; требуется направленное повышение качества охраны труда, в том числе путем экономического стимулирования участников системы управления; контроль и стандартизация качества должны быть непрерывными и комплексными.
Условиями признания успешного внедрения системы управления качеством охраны труда в организацию являются удовлетворение запросов и ожиданий всех заинтересованных лиц (прежде всего, сотрудников) в части улучшения условий труда и обеспечение защиты интересов самой организации. После завершения процесса по внедрению системы управления нужно начать разрабатывать направления ее дальнейшего совершенствования. В частности, выделяют системно-административное, институционально-инфраструктурное и методологическое направления.
Таким образом, охрана труда является той областью, в которой в настоящее время активно практикуют управление качеством. Это связано с большим значением, которая имеет эта область из-за оказания непосредственного воздействия на здоровье людей.