Функции управления качеством промышленного предприятия
Управление качеством промышленного предприятия – это деятельность оперативного характера, состоящая в воздействии на процесс изготовления продукции промышленного предприятия для обеспечения ее качества.
Управление качеством может осуществляться как специализированным подразделением (отделом качества), так и распределяться по руководителям разных уровней (начиная с высшего звена и заканчивая линейными руководителями). Ключевым требованием является непрерывность управления качеством на всех этапах работы промышленного предприятия, на протяжении всего жизненного цикла продукции (начиная с проектирования изделия и заканчивая послепродажным обслуживанием и поддержкой пользователей). Система управления качеством должна работать как элемент интегрированной системы управления промышленным предприятием.
Существуют стандарты по управлению качеством, предполагающие универсальный подход к функционированию систем управления. Ожидается, что эти системы будут способны обеспечивать необходимый уровень качества производимых изделий. Эти стандарты предполагают двойственность в подходе к управлению качеством: с одной стороны, качество достигается за счет управления структурой процессной сети, в пределах которой происходит движение потока информации или продукции, с другой стороны – за счет управления качеством производимых изделий.
Итак, перечень функций систем управления качеством промышленного предприятия достаточно широк, он ориентирован на решение ряда фундаментальных задач – результата декомпозиции процесса повышения качества. Основными функциями управления качеством являются:
Планирование качества:
- определение списка требований к сырью, материалам и комплектующим,
- формирование требований к качеству продукции промышленного предприятия,
- выбор методов и инструментов управления качеством и контроля качества,
- определение процедур корректировки технологического процесса по итогам проведенного контроля,
Контроль качества:
- определение, насколько качество сырья, материалов и комплектующих соответствует сформулированным требованиям,
- определение, насколько продукция отвечает предъявляемым требованиям,
- регистрация сведений о качестве продукции,
Управление качеством:
- выбор поставщиков, у которых заказывается сырье, материалы и комплектующие, с учетом предъявляемых к их качеству требований,
- анализ факторов, влияющих на брак в выпускаемой продукции,
- управленческие воздействия, ориентированные на устранение причин дефектов и повышение качества.
Процессный подход к управлению качеством промышленного предприятия
Любую деятельность, связанную с трансформацией ресурсов в готовую продукцию промышленного предприятия, а также деятельность в сфере обеспечения качества производимой продукции, можно рассматривать как процесс.
Процесс – это административная или операционная система, преобразующая ресурсы в желаемый результат.
Процессы могут быть многочисленными и взаимосвязанными. Поскольку процессы, особенно в крупных организациях, включают множество составляющих, то взаимодействие между процессами, как правило, имеет сложный характер, вследствие чего образуется сеть взаимосвязанных процессов. Распространенная схема взаимодействия процессов, когда выход одного процесса выступает входом следующего. Соответственно, проблемы с качеством в рамках одного процесса вызовут проблемы и в дальнейших звеньях цепочки.
В условиях инновационной экономики широкое распространение в управлении промышленными предприятиями (в том числе – качеством промышленных предприятий) приобрел процессный подход.
Процессный подход – это анализ действующих на предприятии взаимосвязанных процессов, а также системы управления этими процессами.
Достоинством процессного подхода является тот факт, что он обеспечивает непрерывность управления как при осуществлении отдельных процессов, так и при их взаимодействии и комбинации. Кроме того, процессный подход дает широкие возможности для визуализации, что важно в аспекте вовлечения сотрудников в управление качеством.
Организационная структура любого промышленного предприятия позволяет выявить уровни управления:
- оперативный,
- тактический,
- стратегический.
На каждом уровне решаются свои проблемы, и на каждом из них происходят внутренние процессы. Управление этими процессами происходит по вертикали между уровнями: стратегический уровень влияет на тактический и оперативный, тактический – на оперативный.
В процессной модели рассматривается множество бизнес-процессов, в которых принимают участие должностные лица и структурные подразделения промышленного предприятия.
При процессном подходе к управлению качеством ключевым требованием является реализация деятельности по повышению качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Неэффективно ограничиваться контролем качества готовой продукции на финальной стадии, нужно отслеживать качество начиная с первых этапов производственного процесса. Иными словами, контролю должны подвергаться:
- качество сырья,
- качество производственных процессов,
- качество применяемых технологий.
На промышленных предприятиях можно выделить следующие процессы:
- проектирование,
- производство,
- поставка продукции.
В соответствии с приведенным делением можно определить блоки управления качеством. За счет этого можно обеспечить удовлетворение потребностей покупателей продукции.
Итак, на основе процессного подхода может быть построена эффективная система управления качеством промышленного предприятия. Этот подход дает возможность осуществлять оперативное управление не только основными, но и вспомогательными процессами промышленных предприятий, что при комплексном подходе обеспечивает повышение качества продукции.