Отличительные черты японского подхода к управлению качеством
Главной отличительной чертой системы управления качеством в Японии является использование совершенных технологий в производстве, управлении или обслуживании.
Многие японские компании активно внедряют инновационные технологии, используют новейшие материалы, автоматизируют систему проектирования, применяют статистические методы в управлении производственными процессами, активно развивается роботизация всех процессов. В последнее время в Японии наметилась новая тенденция: развитие системы связи не только с потребителем, но и системы связи с поставщиками.
Каждый японский руководитель стремится строить отношения с поставщиками, производителями и потребителями на принципах сотрудничества и доверия, что в наибольшей степени влияет на уровень качества выпускаемой и реализуемой продукции. Если возникают прецеденты низкого качества, то производится тщательный анализ причин, которые могли привести к этому и осуществляются совместные меры для максимально быстрого устранения недостатков.
Ключевая предпосылка эффективной работы в области управления качеством – обучение и подготовка персонала. При этом, важно, чтобы обучение проходил весь штат компании. Для этого специально привлекаются специалисты-консультанты по качеству. Общую информацию о системе управления качеством, следует давать во время обучения, сочетать с конкретными рекомендациями и методиками. Однако, важно понимать, каждая компания должна разрабатывать свою индивидуальную программу обучения в зависимости от конкретной цели деятельности.
Япония стала первой страной, где появилась идея так называемых кружков качества.
При этом участие в таком кружке является добровольным, а их заседание считается единственным видом непроизводственной активности, которая разрешена во время работы. Обычно, заседания кружка проходят раз в неделю. В случае, если кружок собирается во внерабочее время, компания обязана выплатить определенную компенсацию его участникам.
«Пять нулей»
Многие японские предприятия практикуют специально разработанные программы для персонала, чтобы привлечь их к процессу управления качеством. Эти программы получили название «пяти нулей». Как правило, они подразумевают такие правила:
- не создавать условий для возникновения дефектов;
- не передавать на следующие производственные стадии дефектные продукты;
- не принимать с предыдущих стадий дефектные продукты;
- не менять технологические режимы;
- не повторять просчетов и ошибок.
Каждое из этих правил детализировано для различных этапов производственной подготовки и производства в целом, а также доведено до всех работников.
Принципы управления качеством в Японии
Отличительными составляющими японского подхода в управлении качеством являются:
- проведение скрупулезного исследования и анализа появляющихся проблем согласно принципам восходящего потока: от последующих операций к предыдущим;
- активное использование разработок науки в части управления и технологий;
- максимальная компьютеризация каждой операции управления и всех производственных процессов;
- понимание первостепенности контроля качества процессов, а не качества изготавливаемой продукции;
- максимальное предотвращение любых возможностей дефектов и ошибок;
- постоянное совершенствование всех процессов и результатов труда каждого подразделения;
- принцип полного закрепления ответственности за качество результата за непосредственными исполнителями;
- максимальное использование человеческих возможностей, принятие мере по стимулированию творчества, воспитание патриотизма к компании, систематическое и повсеместное обучение персонала, культивирование утверждения о том, что нормальный человек должен стыдиться работать плохо.