Психология менеджмента
При современном подходе к рыночной экономике движущим фактором являются человеческие обстоятельства. Главными целями производителей, действующих в торговой среде, служит обеспечение основных потребностей покупателей.
Клиенты, с точки зрения менеджмента, подразделяются на два варианта:
- внешние клиенты, являются потребителями продукции и предлагаемых услуг. Их удовлетворение связано с получением выгоды во время покупки и употребления продукции;
- внутренние клиенты, сюда входят сотрудники предприятия, которые ищут выгоду от выпускаемой продукции, но в другом качестве. В данном варианте продукция является трудовой деятельностью.
В зависимости от организованности труда, уровня приближения к целям, определяется уровень достатка сотрудников и уровень качества продукции.
Психологические уровни управления качеством
Рассмотрим важные социальные аспекты и психологические уровни управления качеством при решении вопросов удовлетворения внутренних клиентов.
Целенаправленными психологическими методами управления качеством являются изучение и применение деятельности, связанной с общественными интересами.
Такая цель объединяет и создает обусловленность психологических методов. Тем не менее, существует взаимосвязь психологических и социальных методов управления.
Социологические методы
Целями социологических методов служат создание и эффективное развитие коллектива, при этом создается положительная социально-психологическая атмосфера внутри компании, оптимальное единство, устремление к общим целям за счет согласования интересов и проявления инициативности.
Основой социологических методик являются потребности, заинтересованность, мотивация сотрудников, цели и улучшение качества продукции.
Социологические методики, управляющие группами и внутренними процессами, содержат:
- способы увеличения общественной предприимчивости, призванные стимулировать инициативность и творческий подход к выполнению служебных задач;
- Способы регуляции индивидуального поведения, обеспечивающие желательное поведение сотрудников при определенных общих целях. Сюда относится:
- метод воздействия на подсознание, внушение — воздействие на психику человека в трудных экстренных условиях;
- метод стимулирующих примеров, который направлен на перестройку сотрудников на определенные манеры поведения.
- Способы создания направляющих факторов, используемые для изменения взглядов сотрудников на трудовую деятельность. Осуществляется информирование о процессах успешно реализованных заданий, оглашаются сведения, связанные с получением дохода и выгодой, зарплате и подобных показателей, стимулирующих деятельность сотрудников на производстве.
Психология управления качеством
Психология управления служит для формирования благоприятной моральной и психологической атмосферы в трудовом коллективе, способствует инициативности и повышению удовлетворенности трудовым процессом.
В психологии менеджмента существуют следующие методы:
- создание перспектив развития коллектива, учитывая психические и социальные показатели совместимости;
- выстраивание доброжелательных отношений между сотрудниками и начальниками, отвечающие убеждениям справедливости компании: соответствующему стилю управления, нравственности и культуре руководства;
- психологическое управление качеством побуждает заинтересованность, формирующую инициативность сотрудников, активность и устремление к высокой производительности работ;
- профессиональное обучение, ориентированное на согласованность психологических параметров сотрудника для выполняемой работы.
Руководитель применяет методы использования психологии управления качеством в зависимости от его профессиональных навыков в данной области.