Элементы оценки управления качеством
В современных условиях рыночной экономики оценка управления качеством является важным показателем для организации. Высокие значения данного фактора доказывают эффективность функционирования и стабильность высокого качества продукции.
Данные показатели являются обобщенными. По своему назначению они выявляются и отражают динамику функционирования системы управления, а также тенденцию изменений во времени. Благодаря ее выполнению подводятся итоги деятельности сотрудников различных служб.
Основой оценки управления качеством служит теория оценивания, которая включает в себя следующие элементы:
- объекты оценки;
- субъекты оценки;
- база сопоставления совокупности взаимодействующих операций.
Методы оценки управления качеством
В соответствии с проведённым анализом, методы оценки управления качеством получают данные в абсолютной или в сравнительной форме.
При использовании абсолютных форм субъектов также используется логика сравнения. Это обеспечивает возможности применения таких же методов что и для оценки качества продукции.
Иногда применяются рейтинговые методы, учитывающие весомость и значения всех показателей по отдельности, которые служат разновидностью методов экспертного оценивания.
При оценке с позиции потребителей для создания информационной базы применяют социологические методы оценки.
В современном менеджменте представлено несколько экспертных методов, которые осуществляют в зависимости от целей оценки, существующих ресурсов и соответствия требований к их точности. Именно на основании группы в общих значениях таких систем осуществляется оценка качества управления.
Виды рейтинговых методов оценки управления качеством
В процессе проведения оценок управления качеством применяют рейтинговые методы следующих видов:
- суммарные, предусматривают соотношение баллов к избранным параметрам рейтинга и определяют их сумму. Полученные данные показывают оценку системы управления качеством с последующим контролем на соотношение отдельных интегрированных оценок;
- средне-арифметические, используется определение среднего арифметического значения по каждым параметрам. Итоговым значением являются средние арифметические данные, равные суммарным методам. По окончании необходима проверка на соотношение интеграции оценок;
- суммарно дифференцированные методы используются для групп показателей системы управления качеством. Состоят из рейтинговых оценок в каждой группе. Итоги подводят по результатам дифференцированных оценок в отдельности и оценок системы качества в общем;
- среднеарифметическо-дифференцированные методы, подобны предыдущему, только все оценки определяются средними арифметическими значениями;
- средневзвешенные методы, основываются на нахождении параметров рейтинга каждого показателя, не учитывая соответствие баллам и коэффициентов весомости. Данный метод подобен комплексным методам оценки качества.
Чаще всего оценочные показатели систем управления качеством анализируются как дополнительные, их сравнивают по заданным критериям, отбирают и оптимизируют в соответствии с целями оценок.
Таким образом, результативность оценки управления качеством определяется несколькими показателями. Важно учитывать несколько систем показателей, так как эффективность управления зависит от косвенных, а не прямых значений. Такой подход улучшает результаты организации за счёт рациональных способов деятельности.
Ключевым показателем итогового расчета оценки управления качеством является необходимость обеспечения наилучших результатов функционирования организации, учитывая динамику ее развития.