Предприятие – это сложная система элементов и связей, которая находится в постоянном движении. Когда возникает кризис, предприятие испытывает трудности. Кризис отрицательно влияет на предприятие и руководителю требуется приложить усилия, чтобы его сохранить. В кризис клиенты хотят тратить деньги на качественный продукт или услугу, чтобы не переплачивать второй раз или искать альтернативу. Рынок потребления перенасыщен разными продуктами и услугами, как говорится, на любой взыскательный вкус и кошелек. Перед руководителем встает вопрос о том, как удержать своего клиента и привлечь нового.
Единственной возможностью остается повышение качества продукта до самого высокого уровня. Попробуем рассмотреть это на примере.
Есть два предприятия, которые производят краску для фасада. Одна краска произведена на основе сырья высокого качества. Другая краска – на основе более дешевых материалов. Потребитель покупает обе эти краски, но приходит за более качественной, соглашаясь переплатить небольшое количество денег. Такой подход вполне понятен. Потребитель попробовал лучшее и хорошее уже просто не хочет покупать
На этом примере видно, что потребитель выбирает качественный продукт .Производя качественные продукты, руководитель может привлекать большое число клиентов и расширять рынок сбыта.
Система управления качеством
Производство товара и услуги начинается с изучения спроса и предложения на рынке, оценки конкуренции. Управление качеством предполагает анализ информации на всех участках начального этапа. Если процесс сбора информации прошел качественно, то информации будет достаточно много.
Следующим этапом управления качеством является формирование альтернатив и их коллективное обсуждение. Чтобы увеличить эффективность выбора, руководителю требуется как можно большее количество специалистов как внутренних, так и внешних. Предоставляя авторитетное мнение руководителю, специалисты формируют ключевую альтернативу и несколько сопутствующих.
Продолжающим этапом является сам процесс реализации выбранной альтернативы и контроль процесса реализации. Качество процесса управления зависит от количества затраченных ресурсов, необходимых для выполнения поставленной задачи. Если решение качественное и эффективное, то ресурсов много не потребуется. Завершающим этапом является процесс оценки качества выпущенного товара и услуги, сбор информации о продукте у потребителя, налаживание информационного обмена с внешней средой. Рассмотрев саму систему качества, перейдем к требованиям, предъявляемым к данной системе в разрезе предприятия.
Требования к системе управления качеством
- Низкий уровень затрат на управление качеством
- Высокий уровень информативности
- Наличие связи с внешней средой
- Высокая степень адаптивности предприятия
- Наличие обратной связи от потребителя
- Формирование социально – экономических перспектив
- Соблюдение правовых и юридических требований
- Достаточное количество трудового капитала
- Наличие дополнительных ресурсов
- Существование возможности оценки эффективности и результатов
Требований к системе управления качеством может быть и больше, поскольку данный перечень является универсальным и не учитывает возможные особенности различных видов трудовой активности.
Особое место в системе оценки качества занимает персонал и потребители, поскольку они образуют поле информационного обмена и могут формировать положительное или отрицательное мнение о производимом продукте. Чаще всего, оценка качества выступает формальным признаком и не может объективно отражать экономическую действительность.