Методы управления качеством – это различные способы и приемы, применяемые в управленческой и организационной деятельности для достижения целей в области качества. По существу методы управления качеством можно разделить на:
- Административные (организационные);
- Инженерно-технологические;
- Экономические;
- Социально-психологические.
Рассмотрим их особенности.
Административные методы
Административные методы управления качеством представляют собой различные методы регламентирования, стандартизации, нормирования и инструктирования, оформленные документально – в виде приказов или распоряжений руководства организации, инструкций, политик и планов. Управление качеством с помощью административных методов заключается в разработке и реализации политики в области качества, соответствующих ей процедур и инструкций, положений. В организационные методы управления качеством принято также включать область управления персоналом компании, занятым в процессе управления качеством – его подбор, обучение, аттестацию, инструктаж и т.п.
Административное управление качеством предполагает составление планов и программ, постановку целей по управлению качеством, которые отражены в документах, одобренных и утвержденных менеджментом организации. Административные методы часто применяются в рамках процесса контроля качества с целью обеспечения соответствия требованиям различных стандартов.
Система административных методов управления качеством выражается в совокупности взаимосвязанных документов, регламентирующих деятельность организации и ее сотрудников в области управления качеством.
Инженерно-технологические методы
Инженерно-технологические методы управления качеством очень многочисленны и включают в себя как автоматические, механизированные, так и ручные методы. Выбор технологии в области управления качеством во многом зависит от объекта управления и его специфики.
Активное развитие технологий позволяет перейти от ручных и частично автоматизированных к полностью автоматическим системам контроля качества. Автоматическое управление качеством предполагает проверку продукции на соответствие некоторому ряду предварительно заданных параметров и осуществление необходимых корректирующих действий. Автоматизация технологических методов управления качеством позволяет снизить затраты путем выявления дефектов на ранних стадиях производства продукции.
К инженерно-технологическим методам контроля качества относятся также статистические инструменты, активно применяемые в данной области менеджмента. С помощью статистических методов можно получить достоверную информацию о текущей ситуации в области управления качеством компании и проанализировать данные о качестве продукции для принятия эффективных управленческих решений. Статистическое управление и контроль позволяет снизить вариативность процесса управления качеством.
Экономические методы
Сущность экономических методов управления качеством заключается в создании таких условий деятельности для руководителей и сотрудников организации, которые способствуют обеспечению необходимого уровня качества и его повышению.
К экономическим методам управления качеством относится:
- финансирование деятельности в данной области,
- составление бюджетов и организационные расчеты,
- экономические стимулы для потребителей продукции и поставщиков материалов.
Экономические методы управления качеством включают в также планирование и ценообразование с учетом уровня качества продукции. Мотивация сотрудников, задействованных в управлении качеством продукции, может быть построена на зависимости материального поощрения от качества труда.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы управления качеством предполагают воздействие на данный процесс через управление различными социальными факторами и психологической атмосферой внутри коллектива организации.
Социально-психологические методы управления качеством незначительно отличаются от соответствующего типа общеорганизационных методов управления. В них включаются различные способы повышения дисциплины и уровня ответственности, а также инициативности и активности сотрудников, задействованных в области управления качеством. Социально-психологические методы управления качеством предполагают также использование различного нематериального вознаграждения сотрудников. В рамках социально-психологических методов управления качеством улучшается климат внутри коллектива организации, обеспечивается благоприятная для сотрудников атмосфера и учитываются их психологические особенности.