В истории развития управления качеством выделяются несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап
Начальные задачи системного подхода к управлению качеством сформировались с появлением первой системы — системы Тейлора в 1905 году. Предполагалось, что эта система будет устанавливать технические и производственные нормы для специалистов и инженеров, а рабочим лишь необходимо выполнять их.
Впервые для успешного функционирования в системе Тейлора были введены инспекторы по качеству. Мотивация предусматривала наказание штрафами или увольнение за брак и дефекты. В целом, систему обучения формировала система профессионального обучения и обучения работы с оборудованием.
Второй этап
Система Тейлора стала великолепным механизмом управления качеством для каждого изделия в отдельности. Но ее недостатком стали пробелы в управлении конкретными производственными процессами. В 1924 году на одном из предприятий появились зачатки статистического управления качеством: были разработаны контрольные карты, таблицы и понятия для выборочного контроля качества. Впервые были выдвинуты идеи о том, что необходимо отменить оценку выполнения работы, чтобы избежать атмосферы страха, способствующей повышению значимости краткосрочного вклада в работу, а долгосрочных задач, что разрушает командную работу.
Было определено, что задача каждого менеджера – заниматься повышением качества на отдельно взятом участке. Весь персонал должен быть вовлечен в процедуры, которые обеспечивают повышение качества и решают производственные проблемы.
Усложнилась также мотивация труда, стали учитываться точность настройки процессов, анализ контрольных карт, карт контроля и регулирования.
Третий этап
В 1950-х годах появилась концепция тотального контроля качества. Ее главными задачами стали:
- прогнозированная ликвидация вероятных несоответствий в продукции во время конструкторских разработок,
- контроль качества реализуемой продукции, материалов и комплектующих,
- управление производством,
- развитие сервисного обслуживания,
- анализ соблюдения соответствия определенным требованиям к качеству.
Идея нового подхода к управлению качеством заключается в выделении ключевых факторов, потенциально снижающих качество. Немаловажным является и анализ взаимодействия и взаимозависимости таких факторов.
В рамках этого этапа появилась документированная система качества, устанавливающая полномочия и ответственность, а также взаимодействие в системе качества всего персонала. Система мотивации стала смещаться к человеческому фактору. Снижается материальное стимулирование, возрастает значимость моральных стимулов.
Четвертый этап
В 1980-е годы на место тотальному контролю качества приходит тотальный менеджмент качества. Специфика этой теории заключается в следующем: раньше в компании придерживались компромиссных решений в части объема выпуска, сроков поставки, затрат и качества, но теперь первостепенным становится качество продукции, вся работа должна быть подчинена данной цели. Все сферы деятельности предприятия управляются, исходя из интересов системы обеспечения качества.
Пятый этап
Этот этап начался в 90-е годы прошлого века и ознаменовался усилением общественного влияния на бизнес. Так появились стандарты качества, устанавливающие требования к системе менеджмента с позиции экологии и соблюдения безопасности.
Возрастает влияние гуманистических составляющих качества, все большее внимание руководители предприятия уделяют удовлетворению потребностей свих работников. С этим связано появление корпоративных системы управления качеством, цель которых заключается в усиление требований международных стандартов и учет специфики самого предприятия.