Участие человека в управлении качеством
Современный мировой рынок требует разработки все новых методик и подходов к решению проблемы управлением качества. Управление качеством сочетает в себе не только классические методы системного управления, но множество специфических подходов и методов. В этом заключается специфика понимания качества как своеобразного объекта управления.
Система управления качеством — это организационная структура, которая включает взаимодействие управленческого персонала, реализующего функции управления качеством с помощью установленных методов.
Человек – это центральная фигура в системе управления качеством как организационной системы управления. На практике управление качеством человеком и начинается, и заканчивается, следовательно, он является и субъектом, и объектом управления в системе обеспечения качеством. Человек представляет собой сложнейший элемент, который действует в разных сферах: он принимает решения, создает новую технику, добывает и создает сырье, создает технологии, обслуживает приборы, машины и станки, осуществляет управленческие функции и т. п. Именно поэтому любая из основных категорий теории управления качеством не должна рассматриваться отдельно от человеческих особенностей.
По мнению специалистов в сфере управления качеством, больше чем 90% всех организационных проблем в области качества связаны, в конечном счете, с самим человеком, его мотивацией и образом мыслей. Поэтому, можно смело говорить о том, человек играет приоритетную роль в системе управления качеством. По этой причине особенное значение в менеджменте качества принадлежит стилю управления и организационной культуре.
Факторы и проблемы взаимодействия человека и менеджмента качества
Человек может многообразно участвовать в системе управления качеством и выступать в данной системе в различных качествах. Определяется это следующими факторами:
- принадлежность к определенной сфере управления или органам управления;
- типом выполняемых работ;
- работы на различных этапах реализации производственно-коммерческого цикла.
Проблемами в системе управления персоналом при этом могут стать:
- отбор и расстановка;
- обучение;
- воспитание;
- процессы организации труда;
- обеспечение контроля над деятельностью;
- поддержание морально-психологического климата;
- формирование уверенности в менеджере;
- развитие преданности конкретной фирме.
Задачи менеджера в управлении качеством
Таким образом, работа с персоналом должна строиться с учетом социально-психологических, деловых и профессиональных качеств подчиненных, умения в части разработки характеристик их деятельности, знания науки менеджмента в сфере управления коллективом, понимания основ процесса мотивации. Поэтому руководителю отводится особенная роль в управлении качеством.
Его главными задачами можно назвать:
- установление целей, разработка политики и стратегии в области качества;
- осуществление многообразной работы с персоналом;
- построение и руководство системой по управлению качеством.
Особое внимание при этом следует уделить обеспечению должной мотивации персонала к качественному труду через создание возможности для самовыражения во время осуществления трудовой деятельности. Это является одной из самых важных целей в использовании соци¬ально-психологических приемов и методов. В Японии, существует выражение о том, что качество является образом мышления, уровнем культуры. Итак, с помощью правильного применения социально-психо¬логических приемов, прежде всего, можно создать такую культуру фирмы, которая бы позволила выпускать качественную продукцию.
Роль человека в процессе решения проблем качества является исключительной и очевидной, поэтому это следует учитывать при формировании системы управления качеством в любой организации, независимо от ее особенностей, специфики бизнеса и рынка сбыта.