Переменные и ограничения организационных изменений
Современные подходы к проблемам внедрения организационных изменений ориентируются на систему. Иными словами, организационные изменения рассматриваются как программа, которая определяет взаимодействие разных элементов организации и основывается на координации их действий. Поэтому все организационные процессы рассматриваются как совокупность каузальных, промежуточных и результирующих переменных. Особая роль отводится каузальным переменным, влияющим на все остальные.
Каузальными переменными являются факторы, на которые менеджмент организации может оказывать непосредственное воздействие:
- структура,
- политика,
- система контроля и обучения,
- образцы поведения руководителей,
- и др.
В свою очередь, изменение каузальных переменных влияет на промежуточные переменные – восприятие, мотивацию, установки, квалификацию персонала, а также командную и групповую работу. Среди результирующих переменных – преследуемые менеджментом цели, связанные с увеличением объемов продаж и сокращением издержек.
Любые изменения в организации связаны с определенными ограничениями: значительными временные затраты и издержками, увеличением срока окупаемости, появлением риска возможной неудачи, вмешательства личных интересов, нанесения психологического ущерба или риска проявления конформизма. Кроме того, организационные изменения часто акцентированы на групповых процессах, а не на показателях деятельности, характеризуются возможной концептуальной неопределенностью, сложностью оценки результатов или риском несовместимости культур.
Все организации стремятся к равновесию, к которому легче приспособиться индивидам, следовательно, организационные изменения требуют нового равновесия и новой регулировки.
Принципы управления организационными изменениями
Основные принципы организационных изменений можно сформулировать следующим образом:
- осуществление только необходимых и полезных изменений;
- готовность персонала к постоянным переменам, обучению новым навыкам;
- проведение эволюционных преобразований;
- выработка адекватных действий для противодействия различным источникам сопротивления;
- вовлечение в процесс реализации перемен персонала, что снижает уровень общего сопротивления;
- осознание всеми работниками выгоды от проводимых изменений;
- долгосрочность процесса организационных изменений, акцентирование на стадиях «размораживания» и «замораживания»;
- идентификация проблем, которые не были решены в процессе проведенных изменений.
Модель управления организационными изменениями
Модель управления организационными изменениями включает шесть последовательных этапов:
- На первом этапе происходит осознание необходимости изменений и оценка готовности к их проведению.
- Второй этап предполагает проведение руководством четкого анализа проблемного поля, для чего могут быть привлечены внешние эксперты и консультанты.
- В рамках третьего этапа необходимо детализировать и углубить понимание тех проблем, которые стоят перед конкретной организацией. Необходимо эффективно использовать потенциал сотрудников, обеспечить их активное участие в процессах диагностики и последующего принятия управленческих решений. На данном этапе также решаются вопросы делегирования полномочий и ответственности.
- Четвертый этап модели организационных изменений посвящен поиску новых, не устаревших решений, получению поддержки сотрудников. Важность этого этапа связана с тем, что всегда есть искушение использовать старые методы решений для новых проблем.
- В рамках пятого этапа экспериментальным путем необходимо выявить возможные негативные последствия перемен и произвести соответствующие корректировки. Помимо этого, в ходе эксперимента определенные подразделения и лица могут получить дополнительные полномочия, подготовиться к более эффективному проведению процессов изменений. Завершается модель управления организационными изменения осуществлением необходимой мотивации персонала для принятия им проводимых изменений.